bogachkova1957

Category:

Томас Гейнсборо. Пейзажи

Продолжение описания выставки работ художника Томаса Гейнсборо. Пейзаж занимает особое место в искусстве Томаса Гейнсборо. В отличие от портретной живописи, которая ограничивала его требованиями заказчиков, пейзаж предоставлял ему большую свободу в изучении его предмета. На протяжении всей жизни художника трогали сельские сцены. Гейнсборо был одним из первых британских живописцев, оценивших неисчерпаемые возможности пейзажного жанра. Его работы демонстрируют увлечение мастера творчеством Якоба Рейсдала, голландской живописью XVII столетия и полотнами французского пейзажиста Клода Лоррена.

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с сидящим пастухом. Около 1746-1747. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с сидящим пастухом. Около 1746-1747. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Пейзаж с повозкой на извилистой дороге. Около 1746-1747. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.
Томас Гейнсборо. Пейзаж с повозкой на извилистой дороге. Около 1746-1747. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.

Этот ранний пейзаж, написанный Гейнсборо в возрасте 20 лет, показывает, насколько хорошо художник был знаком с голландской живописью XVII века. Пасмурное небо с темно-серыми облаками предвещает надвигающуюся бурю. Рассеянный свет пронзает облака, позволяя Гейнсборо искусно соединить передний, средний и задний планы картины с помощью световых эффектов. В центре композиции расположена повозка — один из излюбленных мотивов Гейнсборо. Двигаясь по извилистой, исчезающей за горизонтом дороге, повозка увлекает зрителя в глубину пейзажа. Это изысканное произведение демонстрирует все мастерство юного художника.

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж. 1750-е. Бумага, графитовый карандаш. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж. 1750-е. Бумага, графитовый карандаш. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали. Около 1755-1757. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали. Около 1755-1757. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

Этот саффолкский пейзаж был написан, когда Гейнсборо жил в Ипсвиче, и в нем использованы многие наброски, которые художник сделал еще в юности: сцены крестьянской жизни, вдохновленные произведениями голландских художников, листья лопуха на переднем плане, развалины конюшни и забор образуют лаконично организованное живописное пространство. Фигура старого беззубого крестьянина характерна для рисунков Гейнсборо, однако в данном случае художник неожиданно сделал старика центральным персонажем композиции. Основная тема этого элегического пейзажа — заход солнца: сумерки дня и сумерки жизни. Крестьянин смотрит на погост, который скоро станет его последним пристанищем. На первом плане изображены усталые ослы, на среднем — оставленный плуг. Замечательная деталь композиции — собака, обнюхивающая ослов, — типична для Гейнсборо с его вдумчивым вниманием к деталям. 

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали. Около 1763-1767. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали. Около 1763-1767. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк. Передано на хранение из частной коллекции.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с путешественниками. Около 1778. Бумага, мел, лак. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с путешественниками. Около 1778. Бумага, мел, лак. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

Этот рисунок демонстрирует инновационную технику рисования, которую Гейнсборо разработал в начале 1770-х. В 1772 году он выставил в Королевской академии художеств десять «рисунков, имитировавших масляную живопись», созданных при помощи этой техники, которая, как заметил один критик, «демонстрировала разнообразие гения господина Гейнсборо». Гейнсборо подробно описал процесс создания в письме своему другу Уильяму Джексону. Сначала он склеил листы бумаги и растянул их на раме, словно на барабане, а затем, по словам мастера, работу следовало вести так: выполнить «черные и белые элементы рисунка, а точнее, общую композицию сюжета индийскими чернилами, а свет — бристольскими свинцовыми белилами... Когда композиция станет заметна, окуните лист в обезжиренное молоко; мокрым поместите в раму... дайте ему высохнуть... окуните снова, пока не останетесь довольны результатом; затем добавьте зеленого и коричневого с помощью зеленой краски из крушины и бистра, желтого с помощью желчного камня, голубого с помощью индиго... Когда все будет готово, залейте все гуммиарабиком... дайте высохнуть и покройте тремя слоями спиртового лака».

Томас Гейнсборо. Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками. 1780-1781. Холст, масло. Коллекция национального фонда, аббатство Энглси, Кембриджшир.
Томас Гейнсборо. Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками. 1780-1781. Холст, масло. Коллекция национального фонда, аббатство Энглси, Кембриджшир.

Небольшие водоемы нередко встречаются в произведениях Гейнсборо, но только в 1781 году он впервые продемонстрировал на выставке в лондонской Королевской академии художеств два морских пейзажа. Считается, что художник обратился к морской тематике под влиянием своего друга, живописца Филиппа де Лютербурга, который специализировался на морских пейзажах и сценах с кораблекрушениями. 

Томас Гейнсборо. Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками. Фрагмент.
Томас Гейнсборо. Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками. Фрагмент.

Современники отмечали, что Гейнсборо сумел настолько достоверно изобразить морской прибой, что зрители невольно отступали на шаг от картины, словно опасаясь промочить ноги.

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с деревенской дорогой. Набросок. Около 1782. Бумага, мел. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с деревенской дорогой. Набросок. Около 1782. Бумага, мел. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со стадом у водоема. 1782. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со стадом у водоема. 1782. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

Одно из главных произведений Гейнсборо начала 1780-х годов, блестящий образец его поздней художественной манеры, виртуозно передает вечернее сияние идиллического ландшафта. Мастер сумел запечатлеть эмоциональное настроение вечернего пейзажа, в то время как в своих ранних работах, вдохновленных голландцами, он, прежде всего, сосредотачивался на передаче точных деталей. Позднее другой великий британский живописец, Джон Констебль, отмечал: «Он не утруждал себя подробностями; его целью была передача тонкого чувства, и он успешно достиг ее... Тишина полудня, глубина сумерек, жемчужины утренней росы — все это можно найти на его полотнах».

Томас Гейнсборо. Скалистый пейзаж. 1783. Холст, масло. Национальные галереи Шотландии, Эдинбург.
Томас Гейнсборо. Скалистый пейзаж. 1783. Холст, масло. Национальные галереи Шотландии, Эдинбург.

Это произведение относится к циклу картин, исполненных Гейнсборо под впечатлением от путешествия на север Великобритании, в Озёрный край, предпринятого им летом 1783 года. В этот период художник все больше увлекался пейзажной живописью, его привлекали возвышенные романтические мотивы природы. Однако, в отличие от своих предшественников, Гейнсборо уделяет значительно больше внимания образу природы, стремясь не зафиксировать конкретный ландшафт, а передать собственные впечатления от горного пейзажа и особого туманного освещения, присущего этой местности.

Томас Гейнсборо. Романтический пейзаж с овцами у источника. Около 1783. Холст, масло. Королевская академия художеств, Лондон.
Томас Гейнсборо. Романтический пейзаж с овцами у источника. Около 1783. Холст, масло. Королевская академия художеств, Лондон.

Начиная с 1780 года Гейнсборо стремился расширить круг сюжетов своих работ и обращал внимание на так называемые горные пейзажи. Эти сцены горных перевалов стали невероятно популярны среди лондонской публики и позволили художнику добиться в своих произведениях еще большей экспрессии. К 1783 году горные пейзажи, с их яркими контрастами света и тени, окончательно вытеснили пасторали в творчестве Гейнсборо. Это одно из самых крупноформатных произведений в художественном наследии Гейнсборо. Однако это вовсе не значит, что столь масштабная работа была написана с натуры. Еще с 1770-х художник часто создавал модели пейзажных композиций в студии, используя в качестве материалов куски угля и растения. 

Томас Гейнсборо. Пейзаж с четырьмя коровами у водоема. 1785. Бумага, мел, карандаш. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Пейзаж с четырьмя коровами у водоема. 1785. Бумага, мел, карандаш. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

Значительно обобщенный характер этого рисунка позволяет датировать его последними годами жизни Гейнсборо. Фигуры четырех коров, сгрудившихся вокруг водоема, нарисованы в свободной манере с использованием мелков разного цвета. Деревья обрамляют композицию с обеих сторон, а отблески низкого солнца изображены с помощью ярко-белого мела. Гейнсборо использовал грубую текстуру бумаги, чтобы создать ощущение глубины пространства. Смелые, энергичные линии соседствуют с растушеванными, неопределенными контурами.

Томас Гейнсборо. Пейзаж с холмами и лесными просторами. Около 1786. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Пейзаж с холмами и лесными просторами. Около 1786. Холст, масло. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

Эта работа основана на воспоминаниях художника о горных и холмистых пейзажах Озёрного края, который он посетил летом 1783 года. При этом очевидно, что, скорее всего, пейзажи либо полностью вымышлены художником, либо составлены из отдельных видов с последующем добавлением стаффажа в виде фигур животных и людей, либо изначально смоделированы в мастерской из зеркал и кусочков мха и угля. Все фигуры, дорога, а также ветка на переднем плане залиты светом, в то время как средний план занимает темная лесистая долина. Использование этого приема считается характерной чертой поздних горных пейзажей Гейнсборо.

Томас Гейнсборо. Рыночная повозка. 1786.  Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.
Томас Гейнсборо. Рыночная повозка. 1786. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон.

Это один из последних пейзажей Гейнсборо и одна из самых значительных его работ: картина была закончена за 18 месяцев до его смерти. Композиция с крестьянской повозкой, неспешно катящейся в чаще леса, относится к числу любимых сюжетов художника. Однако на закате карьеры Гейнсборо отказался от тщательно выверенной панорамной композиции, присущей его более ранним работам. Теперь его ландшафты состоят из прихотливо изгибающихся природных форм, а текучие ритмы композиции подчинены внутренней гармонии, созвучной гармонии музыкальной. 

Среди уникальных экспонатов из Британии – пейзажи на стекле, которые практически никогда не выдаются на зарубежные выставки. Гейнсборо так или иначе обращался к живописи на стекле начиная с 1770-х годов. Одним из наиболее знаменательных примеров работ этого периода являются декорации для концертов Иоганна Кристиана Баха и Карла Фридриха Абеля в 1775 году в Лондоне. К началу 1780-х годов живопись на стекле стала для Гейнсборо своеобразным лабораторным опытом – благодаря прозрачности используемых материалов художник мог изучить световые эффекты и передать их на полотне. Сохранился ящик-проектор, сделанный Гейнсборо для хранения и просмотра стёкол. В ящике имеются 12 отделений, из которых с помощью хитроумной конструкции выдвигаются стёкла с картинами. Позади стекол находились пять подсвечников, скрытых шелковым экраном. Зритель смотрел на картину через лупу, вставленную в переднюю стенку ящика, и увеличивавшую изображение в пять раз. Шелковый экран рассеивал свет свечей, и с помощью этой конструкции художник смог добиться практически естественного эффекта освещения, который невозможно было передать в масляной живописи. Несомненно, столь тщательная разработка самого приспособления для просмотра стекол означает, что Гейнсборо был крайне увлечен идеей и, вероятно, создал несколько десятков подобных изображений на стекле, однако сохранилось только десять образцов. На выставке представлены два. 

Томас Гейнсборо. Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами.  Около 1781-1782. Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Томас Гейнсборо. Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами. Около 1781-1782. Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

«Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами» представляет собой своеобразный эскиз для более масштабного пейзажа «Береговая сцена» 1783 года, хранящегося в Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Гейнсборо относительно редко обращается к морским сюжетам, и, несомненно, эксперименты со стеклянными пластинами позволили художнику добиться особой прозрачности света на холсте.

Томас Гейнсборо. Пейзаж с пастухом и стадом на фоне озера и холмов. Около 1781-1782. Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Томас Гейнсборо. Пейзаж с пастухом и стадом на фоне озера и холмов. Около 1781-1782. Стеклянные пластины, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Второй образец живописи на стекле, «Пейзаж с пастухом и стадом на фоне озера и холмов», представляет собой освещенный луной горный ландшафт. Для изучения эффекта лунного света использование живописи на стекле подходило как нельзя лучше, однако, в отличие от предыдущей работы, этот сюжет не был перенесен на холст. Сохранился только весьма общий и беглый набросок. Вероятно, на этом художник завершил разработку композиции.

Творческое наследие Гейнсборо уникально не только благодаря своим художественным качествам, но и сравнительно немногочисленному количеству картин, сохранившихся в европейских коллекциях.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic