bogachkova1957

Category:

Версаль на Зацепе - Музей Бахрушина. Часть 1

Название «Версаль на Зацепе» получил особняк Алексея Александровича Бахрушина, русского купца, потомственного почетного гражданина, гласного Мосгордумы, знаменитого мецената и коллекционера. Сейчас в этом особняке располагается Театральный музей имени Бахрушина, который в 2019 году отмечает 125 лет со дня основания. Но предметом рассмотрения в этом блоге будет не театральная коллекция, хотя она заслуживает самого пристального внимания, а само здание – история его создания, архитектура, исторические интерьеры, утраты и реставрация.

Особняк им. А.А.Бахрушина.
Особняк им. А.А.Бахрушина.

Сначала о Бахрушиных: Изначально купеческий род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод. 

Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии купцов добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А.Врубеля. 

Алексей Александрович Бахрушин, меценат и коллекционер.
Алексей Александрович Бахрушин, меценат и коллекционер.

Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929) — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Говорят, что... "...началом коллекции стал спор Алексея Бахрушина и купца-собирателя Куприянова: кто больше соберет за год театральной старины. В дом Бахрушина потекли афиши, программы спектаклей, фотографии актеров, эскизы костюмов, личные вещи артистов. Он выиграл спор и понял, что нашел призвание".  И Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней. 

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX века он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. 

Днём основания музея считается 29 октября 1894 года, когда Бахрушин впервые представил свою коллекцию для публичного осмотра. В 1913 году, 25 ноября, музей был передан в ведение Академии наук с условием оставления его в Москве, а в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений. 

Акт передачи музея Российской Академии наук. 1913.
Акт передачи музея Российской Академии наук. 1913.

На фото на первом плане вполоборота сидит Вера Васильевна Бахрушина-Носова -  хозяйка особняка, супруга А.А. Бахрушина, слева от нее вполоборота Вл. Ив. Немирович-Данченко, за ним К.С. Станиславский. За ним выглядывает В. К. Трутовский в камергерском мундире. За ним князь Н.С. Щербатов в профиль, И.А. Бунин смотрит в камеру. Третий от Бунина седой и импозантный Ф.А. Кони. Посередине снимка, и посередине стола прямо у угла камина сидит великий князь К.К. Романов, слева от него А.А. Бахрушин, за ним Салина; справа от князя Федотова? и в белом Ермолова. У двери мальчик в матроске, скорее всего, Юрий Бахрушин.

С 1918 года Бахрушин был председателем музейно-архивной секции при театральном отделе Наркомпроса и его труд был высоко отмечен пролетарским правительством. В 1918 году по распоряжению В.И. Ленина театральному музею было присвоено имя А.А. Бахрушина. Бахрушин был назначен директором, и находился на этом посту вплоть до кончины. Благодаря его усилиям бережно сохранены десятки портретов знаменитых русских актёров, театральные костюмы, реквизит, макеты декораций к спектаклям и сотни различных документов по театральному искусству.

Главный фасад особняка А. А. Бахрушина. Фото 1900-е.
Главный фасад особняка А. А. Бахрушина. Фото 1900-е.

Музей размещён в усадебном доме А. А. Бахрушина в Замоскворечье. История усадебного владения прослеживается с 1780 гг., когда участком владел московский купец Поликарп Иванович Долгов. На протяжении столетия владение неоднократно меняло своих владельцев и перестраивалось, пока в 1895 году его не приобрёл отец Алексея Александровича Бахрушина для  свадебного подарка сыну. 

Одноэтажный особняк в формах ранней английской готики, являющийся главным зданием музея, был построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса.  Строительные работы по дому, включающие многодельные работы по отделке интерьеров, устройство террасы на дворовом фасаде, подведение водопровода и электрического освещения продолжались до 1900 года. 

К.К.Гиппиус. Главный фасад особняка А.А.Бахрушина. 1896. Акварель.
К.К.Гиппиус. Главный фасад особняка А.А.Бахрушина. 1896. Акварель.

Личность архитектора. Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) – известный московский архитектор, непосредственно связанный с зарождением и развитием стиля модерн

Карл Карлович Гиппиус. Фото 1900-е.
Карл Карлович Гиппиус. Фото 1900-е.

В возрасте 25 лет, после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества он поступил на работу в архитектурное бюро самого Роберта Клейна, построившего в Москве здания ГМИИ им. Пушкина, ЦУМа, Бородинский мост и др. Первый заказ Гиппиусу сразу сделал его знаменитым – он участвовал в изменении фасада и интерьеров чайного магазина Перлова на Мясницкой улице. Успех «китайского дома» способствовал дальнейшей карьере Гиппиуса. Началось длительное и плодотворное сотрудничество с купеческой семьей Бахрушиных. Фактически он стал их домашним архитектором, воплощая многочисленные строительные замыслы. Первый заказ был на описываемый в данном блоге неоготический особняк Алексея Александровича Бахрушина, который вскоре стал украшением Замоскворечья. 

К.К.Гиппиус. Особняк А. А. Бахрушина. Акварель для Веры Бахрушиной. 1897-1898.
К.К.Гиппиус. Особняк А. А. Бахрушина. Акварель для Веры Бахрушиной. 1897-1898.

Далее он перестраивает особняк Константина Петровича Бахрушина (Новокузнецкая ул., 27). В последующие 1897-1898 годы он строит и перестраивает многие дома в Москве. В конце 1890-х в его творчестве кристаллизуются черты стиля модерн, окрашенного индивидуальными художественными предпочтениями архитектора. Среди европейских вариантов нового стиля он избрал наиболее декоративно насыщенное франко-бельгийское ар нуво, верность принципам которого сохранил во всех своих постройках в стиле модерн.

Архитектор К.Гиппиус. Декор в стиле ар нуво особняка Н.Казакова (Староконюшенный пер., 23) и доходного дома «Товарищества А.Бахрушина & сыновья» (Тверская ул., 12).
Архитектор К.Гиппиус. Декор в стиле ар нуво особняка Н.Казакова (Староконюшенный пер., 23) и доходного дома «Товарищества А.Бахрушина & сыновья» (Тверская ул., 12).

Было у архитектора и хобби. Он поддерживал финансово и профессионально Московский зоопарк. Именно это хобби определило судьбу Гиппиуса в послереволюционные годы. После национализации зоопарка в 1919 году дирекция пригласила его работать штатным архитектором, и в дальнейшем его основная деятельность была направлена на разработку строений для комфортного пребывания зверей и создания среды, максимально приближенной к естественным условиям обитания животных. В 1925-1927 годах Гиппиус спланировал сооружения – «Турью горку», «Обезьянник», «Остров зверей», «Полярный мир». Гиппиус оставался бессменным главным архитектором зоопарка до последних дней жизни.

Но вернемся к особняку Бахрушина. Фасады особняка выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей. Высокими акцентами главного фасада дома являются островерхая шатровая башня над объемом вестибюля со стрельчатым окном с цветным витражом и нарядный ступенчатый аттик над крупным и тоже стрельчатым окном спальни, одновременно освещавшим и небольшой мезонин.

Шатровой выполнена и кровля столовой, центральное окно которой, обращенное во двор, стрельчатое и завершается небольшим, выступающим за карниз ступенчатым аттиком.

В центре торцевого южного фасада находится ризалит, отмеченный каменным рустом, ярко выделяющимся на фоне краснокирпичных стен. Его венчает развитый ступенчатый аттик с подобиями маленьких зубчатых башенок по сторонам и небольшим стрельчатым окном мезонина в центре.

Готический облик имеют и ассиметричные ворота со стрельчатым же проемом калитки. Ограда со стороны Зацепинского вала была деревянной (она разобрана при расширении улицы).

Особняк А.А.Бахрушина. Общий вид с юго-востока. Фото 1900-е.
Особняк А.А.Бахрушина. Общий вид с юго-востока. Фото 1900-е.
К.К.Гиппиус. Въездные ворота с калиткой особняка А. А. Бахрушина. 1896-1897.
К.К.Гиппиус. Въездные ворота с калиткой особняка А. А. Бахрушина. 1896-1897.

Готические мотивы отличают и кованую ограду особняка со стороны главного фасада, варьировавшую мотив лилии.

В формах зарождавшегося западноевропейского модерна выполнена резная деревянная конструкция кровли над верандой, демонстрировавшая мотивы французского ар нуво – наиболее декоративный элемент дворового фасада. 

Парковый фасад особняка А. А. Бахрушина. Фото 1900-е.
Парковый фасад особняка А. А. Бахрушина. Фото 1900-е.

Архитектор Карл Гиппиус изначально устроил здесь белокаменную открытую лестницу в итальянском стиле, плавно спускавшуюся в сад. Затем Бахрушины поняли, что в нашем климате это бессмысленная роскошь. Сотрудник мастерской Федора Шехтеля Илья Бондаренко спроектировал на этом месте застекленный зимний сад, использовав лестницу в качестве основания. Новое помещение увенчивалось пирамидой со стеклянной кровлей. Эта конструкция рухнула во время Великой Отечественной — но была в 2018 году восстановлена в соответствии с найденной исторической фотографией 1910-х годов. Жена Алексея Бахрушина запечатлела на ней сына, катающегося со снежной горки; на заднем плане отчетливо просматривается шатер зимнего сада (я этой фотографии не нашла). 

Остекление веранды в стиле модерн.
Остекление веранды в стиле модерн.

Готические черты также приданы обрамлению главного входа особняка и стильной входной двери, хотя зонтик над входом вновь напомнил о симпатиях архитектора к зарождавшемуся в те годы стилю модерн, поскольку его форма копировала входы в парижские рестораны конца 1890-х годов, ставшие колыбелью дизайнерских находок нового стиля.

В 1937-1938 гг. здание было расширено и надстроено архитектором Ильёй Бондаренко. Было время, когда Москва могла потерять здание музея. В 1940 году по заданию Моссовета М.Т. Смуров разработал проект семиэтажного жилого дома. Здание должно было встать вдоль Зацепского вала, а улица Бахрушина — пройти под его аркой. Театральный музей запланировали к сносу. Одним из немногих, кто выступил против сноса дома, был великий инженер Владимир Шухов. Были также найдены чертежи, где Бондаренко выполнил эскиз нового здания, пытаясь сохранить хотя бы часть усадьбы. Снос дома был назначен на конец июня 1941 года. А 22 июня началась война. И этот план не был реализован. Хотя дом и уцелел, война нанесла ему ущерб. Бомбили, естественно не музей, а Павелецкий вокзал, стратегический объект. К началу войны часть усадьбы успели отрезать, и построить рядом здание школы в стиле Конструктивизма, куда попала немецкая бомба. От взрывной волны вылетели витражи граненой столовой и все окна восточного дворового фасада. Здание не топилось, интерьеры продолжали нещадно уничтожаться.

В 2018 году завершилась реставрация фасадов главного здания Музея имени А.А. Бахрушина. Во время ремонта стены и элементы оформления здания очистили от грязи, старой краски и штукатурки. Кирпичную кладку фасада особняка укрепили специальным раствором, убрали трещины и отреставрировали швы. Был воссоздан оригинальный штукатурный слой на стенах и восполнен утраченный лепной декор. Первозданный вид вернули дубовым дверям, окнам, оконным решеткам на цокольном этаже, а также металлическим козырькам и водосточным трубам.

Интерьеры особняка А.А.Бахрушина описаны в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic