bogachkova1957

Categories:

Многоцветные рифмы стекла

В вазы Галле «нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими». - Оскар Уайльд.

На выставке французского и русского художественного стекла эпохи модерна «Многоцветные рифмы стекла» представлены произведения выдающегося мастера художественного стеклоделия Эмиля Галле (1846-1904), чьё имя стало олицетворением эпохи модерн в области декоративно-прикладного искусства, а вошедшим в мировое искусство термином «техника Галле» (или «стиль Галле») стали определять предметы из цветного многослойного стекла. 


Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с лилиями. Около 1900.
Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с лилиями. Около 1900.

Эмиль Галле – художник, соединивший стекло и ботанику, чьи вазы восхищали семью последнего русского императора. Известно, что супруга императора Николая II Александра Федоровна однажды заказала для своих покоев стол, который должен был гармонировать с одной-единственной вазой, особенной вазой - из многослойного стекла, с изображением клематиса. Эту вазу создал загадочный художник и изобретатель, родившийся и работавший во французском городке Нанси – Эмиль Галле. 

Девятнадцатый век в европейском искусстве был безумным смешением романтизма, античности и исторических стилей. Новорожденное индустриальное производство выпускало на рынок товары, доступные по цене для представителей среднего класса, но вопиюще уродливые. Художники того времени были увлечены поисками новых образов, новых источников вдохновения, обращаясь то к образам древности, то к искусству экзотических стран. Они стремились уйти от академической живописи и скульптуры и принести красоту в дома своих сограждан, создавая эстетичные предметы быта. Так зарождался стиль модерн

Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображением хризантемы. 1904-1906. Ваза с изображением винограда. Около 1900.
Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображением хризантемы. 1904-1906. Ваза с изображением винограда. Около 1900.

Отец Эмиля Галле был успешным предпринимателем – держал стекольную мастерскую. С самого детства было понятно, что Эмиль продолжит семейное дело. Отец отправил его учиться стекольному делу в Веймар, а Эмиль увлекся философией, минералогией, химией и, конечно же, искусством. Его энциклопедический ум вбирал в себя всю доступную информацию. Каждый прочитанный стих, каждый увиденный образ западал ему в душу и оставался там навсегда. Это во многом определило тот сложный творческий символизм, который был характерен для него как художника. Но у Эмиля не было времени для долгих изысканий. Ему было двадцать восемь лет, когда отец умер, и управление мастерской полностью перешло в его руки. Мастерская приносила стабильный доход, жизнь шла своим чередом. Налаженные технологии производства позволяли обеспечить все слои населения качественным стеклом и керамикой. Однако Галле не давала покоя одна мысль. С юных лет он глубоко интересовался ботаникой. Ему доставляло истинное удовольствие рассматривать лепестки и прожилки, изучать тонкие побеги и ветви. Разнообразие форм растительного мира поражало его, а изменчивость – завораживала. Больше всего он любил лилии, орхидеи и клематисы – изысканные, декадентские. Он долгие годы зарисовывал листья и бутоны прежде, чем понял, как совместить цветок и стекло. 

Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображение листьев розы. 1907-1914. - Распылитель для одеколона с грушей с изображением цветов и листьев бегонии. 1930-е.
Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображение листьев розы. 1907-1914. - Распылитель для одеколона с грушей с изображением цветов и листьев бегонии. 1930-е.

Стекло - твердо, но податливо, его прозрачность позволяет создавать сложные цветовые и фактурные эффекты. Этот материал как нельзя лучше подходил для того, чтобы сохранить быстротечную красоту мира флоры. Так мастерская Галле получила свой новый девиз: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда». В окружающем мире нет геометрического совершенства, идеальной гладкости, симметрии и ясности цвета – так почему бы стеклу не отражать реальную, несовершенную красоту? Так Галле начал использовать в стеклоделии не только образы природы, но и технологические приемы, основанные на усилении тех свойств стекла, которые раньше приводили к дефектам. Он вводил в фактуру фольгу, воздух, создавал нарочитые трещинки, стремясь добиться новых художественных эффектов. Количество добавок и смесей для отдельного изделия могло достигать сотни – фольга, пигменты, кислоты… 

Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображением соцветий и листьев табака. После 1918. Ваза с изображением пейзажа с деревьями, домиком и озером. 1907-1914.
Мануфактура Эмиля Галле, Франция, Нанси. Ваза с изображением соцветий и листьев табака. После 1918. Ваза с изображением пейзажа с деревьями, домиком и озером. 1907-1914.

Галле стремился к «случайности», живости создаваемого стекла. Из окрашенных фрагментов собиралась единая картина, а затем под воздействием высоких температур цветные кусочки перетекали друг в друга, и получалось нечто живое, будто дышащее. Галле использовал многослойное стекло, обрабатывал слои различными красителями, кислотой и резьбой, пытался сымитировать фактуру и прозрачность поделочных камней. Эту технику он позаимствовал у японцев, довел до совершенства и представил ошеломленной европейской публике. Также он изобрел технику «лунного света» - подкрашивал стекло кобальтом. В 1884 году Галле решил отдать дань современным поэтам и выпустил серию «говорящих ваз» с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена. 

Галле быстро завоевал признание. Вазы Галле были доступны не только богачам, но и представителям среднего класса – производство разделялось на три линии, каждая из которых соответствовала тому или иному классу потребителей. Самые роскошные предметы Галле создавал собственноручно.
Его вазы были наполнены тонким символизмом, каждый цветок обозначал нечто большее, чем просто растение. Одни цветы превращаются в другие, бабочки и стрекозы кружат возле них, цвета перетекают друг в друга и растворяются… Мир стекла Галле – это мир природы, увиденный глазами художника и философа. Он умер в возрасте пятидесяти восьми лет, успев совершить еще одно большое и важное дело – основать школу искусств в родном городе Нанси. Многие его работы хранятся именно там – как память о великом ученом, художнике и человеке Эмиле Галле. 

Помимо серийных и многотиражных работ мануфактуры Эмиля Галле периода 1900-1930-х гг., в экспозиции показаны изделия из бесцветного прозрачного стекла с росписью в стиле историзм 1880-1890-х гг., выполненные в период сотрудничества художника с заводом в Мейзентале.

Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из девяти предметов. 1884.
Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из девяти предметов. 1884.
Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из семи предметов «Чертополох». Около 1890. Чертополох является символом провинции Нанси.
Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из семи предметов «Чертополох». Около 1890. Чертополох является символом провинции Нанси.
Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из девяти предметов. Около 1890.
Эмиль Галле. Франция, Нанси. Набор для ликера из девяти предметов. Около 1890.

Стекло последователей «стиля Галле» представлено продукцией французской мануфактуры Братьев Дом 1900-х гг. Созданные не без влияния Галле произведения братьев Дом имели свои стилистические и технологические особенности: растительные мотивы использовались исключительно в декоративных целях и лишены символизма, в обработке самих изделий фирмой были запатентованы такие новые техники как «мартель», межстеклянной декорации и цветной крошки. 

Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза с изображением пейзажа с озером и хлебницы (сусак зонтичный). Около 1910.  Ваза с изображением осеннего пейзажа. 1900-1907.
Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза с изображением пейзажа с озером и хлебницы (сусак зонтичный). Около 1910. Ваза с изображением осеннего пейзажа. 1900-1907.
Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза с изображением орхидей. 1895-1900.
Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза с изображением орхидей. 1895-1900.
Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза в виде древесных стволов. Начало 20 века. Ваза с изображениями листьев и плодов каштана. Около 1900.
Мануфактура братьев Дом, Франция, Нанси. Ваза в виде древесных стволов. Начало 20 века. Ваза с изображениями листьев и плодов каштана. Около 1900.
Лотарингский завод художественного стекла «Бургун, Шверер и Ко», Франция, Мейзегталь. Шкатулка с изображением улиток и листьев. 1895-1905.
Лотарингский завод художественного стекла «Бургун, Шверер и Ко», Франция, Мейзегталь. Шкатулка с изображением улиток и листьев. 1895-1905.

А также представлены предметы 1910-х годов, выполненными в России на Императорских Стеклянном и Фарфоровом заводах (ИСиФЗ) и Гусевской хрустальной фабрике

Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы, Россия, Петроград. Ладья с носиком в виде морского конька. 1916.
Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы, Россия, Петроград. Ладья с носиком в виде морского конька. 1916.
Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы, Россия, Санкт-Петербург. Ваза в форме крынки с изображением цветов ветреницы дубравной. 1914. Ваза в форме крынки с изображением хризантем. 1915.
Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы, Россия, Санкт-Петербург. Ваза в форме крынки с изображением цветов ветреницы дубравной. 1914. Ваза в форме крынки с изображением хризантем. 1915.

Но вдохновляются наши мастера не только европейскими пейзажами, но они уже обращаются к русской культуре, к русским пейзажам, травам и так далее. В вазе в форме крынки проявляется русский мотив, ведь крынка была типичным предметом утвари наших предков. Рядом - ладья с носом в виде морского конька создает так называемую фэнтези-обстановку, напоминая о русских сказках.

Гусевский хрустальный завод, Россия. Ваза декоративная с изображением лесного пейзажа. 1913-1917.
Гусевский хрустальный завод, Россия. Ваза декоративная с изображением лесного пейзажа. 1913-1917.

Использованы материалы сайта Культурология (статья Софьи Егоровой) и музея Собрание. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic