bogachkova1957

Categories:

Особняк С.П.Рябушинского. Часть 3

Спальня. Эта комната проектировалась как малый кабинет. В доме промышленника помещение, где можно было отдохнуть, покурить, побеседовать, было весьма уместным. Кабинет был обставлен журнальными столиками, диванами, на стенах висели картины. Спальня Горького, как и Рябушинского, сначала располагалась на 2-ом этаже, но потом ее перенесли на 1-ый, так как из-за проблем с ногами писателю тяжело было подниматься на 2 этаж. Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». 

Особняк С.П.Рябушинского. Спальня.
Особняк С.П.Рябушинского. Спальня.

Небольшая тихая комната с окном, выходящим в сад. Спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает вкусов Горького. По просьбе писателя была повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фото - работ сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 г. от скоротечного крупозного воспаления легких. 

На стене над книжной полкой — пейзаж с видом морского берега возле виллы «Иль Сорито», где Алексей Максимович жил в Сорренто. Картина написана и подарена Николаем Бенуа, сыном известного русского художника Александра Николаевича Бенуа. Николай Александрович, впоследствии главный художник миланского «Ла Скала», был другом сына Горького и посещал их дом в Италии. Часто гуляя вместе с хозяевами по берегу моря, он запечатлел этот пейзаж. Горькому картина очень понравилась; вернувшись на родину, он привез ее с собой и повесил в доме на Никитской. 

Над комодом находится одно из последних художественных приобретений Алексея Максимовича — пастельный автопортрет П.М. Боклевского, юриста по профессии и художника по призванию; иллюстратора книг Гоголя, Островского, Мельникова-Печерского. Горький, придававший большое значение качеству иллюстраций, очень ценил его дарование. 

Обои, по-видимому, подлинные.
Обои, по-видимому, подлинные.

Единственная «роскошь» в комнате — японский шкафчик, в котором находятся предметы из восточной коллекции и «сувениры»: «индийские» часы (подарок Всеволода Иванова); деревянные фигурки, вырезанные Л. Леоновым; футляр для спичечного коробка с росписью известного палешанина И.И. Голикова и др. 

При выходе из спальни  справа под лестницей – окно с витражом.

Еще одна комната на первом этаже — Секретарская. Комната для прислуги Рябушинских и секретаря Горького Крючкова. Мебель здесь тяжелая, по моде 1930-х годов. Один из телефонных аппаратов - прямая линия со Сталиным.

Особняк С.П.Рябушинского. Секретарская.
Особняк С.П.Рябушинского. Секретарская.

В доме на Малой Никитской А.М. Горький провел последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.).

А.М. Горький.
А.М. Горький.

В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. Дом, где Горький прожил последние годы, не был им выбран и не был им любим. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «... для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки... Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства.  Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г. 

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

Особняк С.П.Рябушинского. План второго этажа.
Особняк С.П.Рябушинского. План второго этажа.

На втором этаже особняка в экспозиции, посвященной последним годам жизни писателя, представлены ценнейшие предметы художественной коллекции музея. В закрытых комнатах у Рябушинских были спальня, детская, будуар, ванна. А во времена жизни Горького в этих комнатах жила семья его сына.

Особняк С.П.Рябушинского. Музейная экспозиция.
Особняк С.П.Рябушинского. Музейная экспозиция.
С.Меркуров. Посмертная маска М.Горького. Бронза. 1936.
С.Меркуров. Посмертная маска М.Горького. Бронза. 1936.

Всеобщее внимание неизменно привлекает знаменитый портрет М. Горького кисти Б.Д.Григорьева. Художник создал свое произведение в 1926 году в Сорренто, где много общался с писателем. Горький вызывал у него искреннее восхищение.

Б.Д.Григорьев. Портрет М.Горького, 1926. Холст, масло.
Б.Д.Григорьев. Портрет М.Горького, 1926. Холст, масло.
П.Корин. Портрет М.Горького. 1937. Холст, масло.
П.Корин. Портрет М.Горького. 1937. Холст, масло.
М.Нестеров. Вечер на Волге (Одиночество). 1932. Холст, масло.
М.Нестеров. Вечер на Волге (Одиночество). 1932. Холст, масло.
М.Нестеров. Больная девушка, 1928. Холст, масло.
М.Нестеров. Больная девушка, 1928. Холст, масло.

Интересна та часть коллекции, которая рассказывает о жизни Горького в Италии. Художники, гостившие у писателя, старались запечатлеть всё увиденное. Живописные окрестности Сорренто, улицы и рыбацкие поселки, залив, Везувий и, конечно, знаменитая вилла «Иль Сорито», ее сад и двор, – всё это запечатлели И.Н. Ракицкий, В.М. Ходасевич, Ф.С. Богородский, А.Д. Корин и др.

В.М.Ходасевич. Сорренто. Виды в окрестности виллы «Иль Сорито». 1928. Бумага, карандаш, мел.
В.М.Ходасевич. Сорренто. Виды в окрестности виллы «Иль Сорито». 1928. Бумага, карандаш, мел.

Большой художественный интерес представляет домовая старообрядческая часовня Рябушинских, расположенная на верхнем третьем этаже – эта потаенная часть особняка была намеренно укрыта от любопытных глаз. 

Трехчастное окно третьего этажа – потаенная домовая старообрядческая часовня Рябушинских.
Трехчастное окно третьего этажа – потаенная домовая старообрядческая часовня Рябушинских.

В часовню можно попасть двумя путями: из внутренних покоев второго этажа или по черной лестнице со двора. Она находится в выходящем во двор объеме, выделена стеклянным фонарем и тремя узкими окнами лестницы.

Черная лестница в часовню.
Черная лестница в часовню.

Отделка часовни относится к 1904 году, до выхода Манифеста о свободе вероисповеданий, когда старообрядцы по-прежнему находились вне закона. Учитывая ее старообрядческую принадлежность, Шехтель обратился к аналогам – ранневизантийским храмам и деревянным церквам русского Севера. Именно в этих памятниках можно найти истоки лаконичного изобразительного решения и яркой цветовой гаммы молельной, словно сошедшей с древних икон XI-XII веков. Квадратный план молельни, круглые купол и световое окно символизируют покой и вечность.

Другой составляющей архитектурного решения молельной – ее очевидный модернизм. Основой орнаментики был избран завиток спирали. Спиральные вихри полностью покрывают плоскости западной, южной и северной стен, спирально закручиваются и веточки генеалогического древа Рябушинских, изображенного на внутренней поверхности восточной арки. 

Орнаменты восходят к древнейшим христианским символам: плющу – символу смерти и виноградной лозе – символу жизни. В основании купола повторяющаяся четыре раза надпись на древнегреческом языке: «Истинные христиане воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Треугольники – символ Троицы.

На полотенцах, обрамляющих трехчастное окно в алтаре, древний символ Иисуса Христа – рыба с крестом над ней и надпись по-гречески «Ихтус» - рыба, в которой зашифрована древнейшая формула символа веры. Пять букв «Ихтус» являются первыми буквами слов: Иисус Христос, Божий сын, Спаситель – Jesous Chistos, Theou Uios, Soter.

Резной иконостас, паникадило и другие предметы были утрачены. Порталы дверей сложены из толстых грубо обработанных брусьев с медными полосками. Паркет выложен в виде лучей, идущих от алтаря. 

Все что сейчас окрашено в желтый цвет, было позолочено. Росписи стен восстановили в 1977-89 годах, но в алтаре сохранились несколько фрагментов подлинной росписи: символы Христа и полотенца. Подлинными считаются и медальоны на парусах с изображениями символов Евангелистов. Они были скалькированы, прорезаны по контуру рисунка ножом с двойным лезвием и напылены на паруса, таким образом, их не касалась рука современного художника. О символе Матфея, изображаемого в виде Ангела, существует легенда, будто лик его списан с хозяина дома, Рябушинского.

Паруса с подлинными изображениями символов Евангелистов: Марка, Луки, Матфея, Иоанна.
Паруса с подлинными изображениями символов Евангелистов: Марка, Луки, Матфея, Иоанна.

Создав великолепный образец московского модерна, Шехтель решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: «А любопытно таки получилось… Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…".

И в конце, как итог: Архитектору, которого впоследствии назовут создателем этого стиля, удалось воплотить в проекте дома на Малой Никитской образец «чистого модерна». Зарождающаяся энергия на глазах человека и при его активном творческом соучастии преобразуется в четкий пульс, дающий жизнь диковинным цветам и водорослям, множеству плавных незаконченных линий, озаряет особым светом витражи, мозаику и окна, органически связывая отдельные символы в единое целое – трепетную и прекрасную жизнь. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic