bogachkova1957

Category:

Особняк С.П.Рябушинского. Часть 1

Особняк на М. Никитской, 6, который построил С.П.Рябушинский для своей семьи, нельзя отделить от Музея-квартиры писателя А.М. Горького, который провел здесь последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания его в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.). Именно поэтому описание особняка будет плавно перетекать из одной эпохи в другую и обратно. Это касается и архитектуры и жильцов. 

Особняк С.П.Рябушинского. Фото 1902. «Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве», М., 2010.
Особняк С.П.Рябушинского. Фото 1902. «Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве», М., 2010.

Особняк построен в 1900–1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского  архитектором Ф.О.Шехтелем. 

Особняк С.П.Рябушинского. Фото 2019.
Особняк С.П.Рябушинского. Фото 2019.

Это самое знаменитое здание московского модерна, по праву вошедшее в большинство западноевропейских энциклопедий и книг по искусству модерна. Его объемной композиции, фасадам и интерьерам присуща подлинная синтетичность, характерная для лучших мировых памятников этого стиля. Особняк знаменовал появление в архитектуре Москвы нового направления стилистических поисков – элегантной простоты, во многом противопоставленной вычурным, нагруженным штукатурным декором постройкам предстоящего времени. 

Первый владелец особняка Степан Павлович Рябушинский.
Первый владелец особняка Степан Павлович Рябушинский.

Немного о Степане Павловиче Рябушинском – первом владельце особняка. Личность Степана Павловича Рябушинского (1874–1942) весьма показательна и для понимания одной из примет рубежной эпохи: новой, передовой, буржуазии и для осознания специфики дома ученого, миллионера, старообрядца. Степан Павлович, по образованию археолог, заведовал торговой частью фирмы братьев Рябушинских. В кругу художников и ученых он был широко известен как исследователь и собиратель икон. За свои заслуги перед отечественной культурой Степан Павлович имел звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института. Рябушинский — автор серьезных научных работ, в частности одна из них посвящена датировке и атрибуции иконы Смоленской Божьей матери из его собрания. В старообрядческом журнале «Церковь» можно было прочитать цикл прекрасно иллюстрированных статей Степана Павловича, к примеру, «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних св. икон» и др. Рябушинский организовал одну из первых в России выставок древнерусского изобразительного и прикладного искусства. 

В особняке на Малой Никитской он устроил реставрационную мастерскую с применением новейших методов работы с иконами. Рябушинский прославился как меценат, делавший крупные пожертвования: на строительство Архитектурного института, на организацию выставок, нужды рабочих, на первый фильм по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», на новый старообрядческий храм Покрова пресвятой Богородицы и др. Семья Рябушинских, покинув свой дом и родину в 1919 г., поселилась в Италии. За границей Степан Павлович основал текстильное производство, продолжая уделять время своим научным занятиям. Созданное им вместе с братом Владимиром общество «Икона» организовало более 40 выставок икон. Сегодня с историей семьи Рябушинских можно ознакомиться на выставке, расположенной на третьем этаже особняка. 

Ясные геометрические объемы здания, перекрытого почти плоской крышей, облицованы светлой керамической плиткой, на которой хорошо выделяются крупные оконные обрамления и широкая полоса полихромного мозаичного фриза, изображающего цветущие орхидеи. Сын архитектора вспоминал, что Федор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Один из исследователей стиля модерн назвал эти панно орхидей "драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасад особняка Рябушинского". Мерцающий - потому что в мозаику вкраплены кусочки золотистой смальты и в солнечную погоду этот эффект проявляется. Мозаика была создана в петербургской мастерской Владимира Фролова по эскизам архитектора.

Абрис оконных проемов и рисунок их причудливых переплетов, некоторые из которых изображают деревья с плодами, цветы, не повторяются. Скульптурно отточены мягкие архитектурные формы балконов, небольшой угловой террасы, открытого входного тамбура. Удивительно органичной декоративной темой фасадов стал тонкий ажур металлических украшений ограды участка и балконов, в которых преобладает мотив спирали.

Архитектор Ф.О. Шехтель предусмотрел в проекте особняка Рябушинского определенный математический уклон, кубический объем, асимметричность. Занимаясь внутренним интерьером помещений, он проявил максимум своих творческих способностей и таланта. В обработке интерьеров особняка участвовал будущий академик архитектуры И.А. Фомин. Особняк Рябушинского украшали 9 витражей, созданных русским живописцем Сергеем Арсеньевичем Виноградовым по эскизам Шехтеля (сейчас осталось только 5).

Особняк С.П.Рябушинского. План первого этажа.
Особняк С.П.Рябушинского. План первого этажа.

После революции в особняке размещались различные учреждения, такие как Госиздат, Психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. Комнаты первого этажа отразили два культурных пласта — затейливый дом начала XX века богатого промышленника и мецената Рябушинского и массивную, несколько мрачную стилистику 1930-х годов. Хотя центром особняка, конечно, является холл со знаменитой лестницей, начнем все же описание интерьеров с входной двери и вестибюля парадного входа. 

Вестибюль парадного входа. Каждая деталь обусловлена общим смыслом дома. 

Парадный вход со стороны Малой Никитской улицы.
Парадный вход со стороны Малой Никитской улицы.

Модель дверной ручки - остроумная и гениальная находка. Дело в том, что на тот момент еще не было изобретено небьющееся стекло, и эта ручка прекрасно его защищает. Стекло 1902 года до сих пор не разбивалось и не менялось. Вместо гигантских шкафов стояли витражные ширмы - крылья стрекозы, переходящие в кронштейны для светильников. Это было сказочное, необычное пространство, похожее на театральные декорации.

Мозаика пола – концентрические круги.
Мозаика пола – концентрические круги.
Потолок вестибюля парадного входа.
Потолок вестибюля парадного входа.

Витражная картина, изображающая южный пейзаж с холмом и деревьями с плоскими кронами, над зеркалом в вестибюле постоянно меняется - может быть, то холодной синей, то ярко-желтой. Интерьер постоянно преображается за счет света и цвета витражей. Как и в природе - нет ничего постоянного. Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.

Холл. Ядром внутренних помещений является холл, отделенный от вестибюля вышеупомянутым витражом. Смысловым и композиционным центом холла сделана спираль лестницы на второй этаж, пластичные «текучие» перила которой, собранные из массивных полированных натуральных мраморных панелей сложного рисунка (эстонский вазалемский мрамор), изображают пенные гребешки взметнувшейся морской волны, на гребень которой вынесло «медузу» - чудесный бронзовый светильник. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). 

Вентиляционное отверстие (для подачи теплого воздуха) в лестнице и скамейка.
Вентиляционное отверстие (для подачи теплого воздуха) в лестнице и скамейка.

В начале лестницы есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха. Это был своего рода первый московский кондиционер. Шехтель изобрел его на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 г.

Светильник – медуза с панцирем черепахи.
Светильник – медуза с панцирем черепахи.

Впервые в российской практике лестница представляет собой не только архитектурный элемент, но и полноценное самостоятельное произведение скульптуры. Поражает своей необычностью буквально каждый атрибут интерьера, начиная от паркета, выложенного волнообразной каймой, - воплощенный в камне миг вечного движения моря. Даже ручки дверей выполнены в виде морских коньков.

Огромная библиотека Максима Горького полностью не помещалась в комнатах, поэтому её часть хранилась в массивных шкафах на лестнице. Знаменитой лестницей Шехтеля  Горький не пользовался, — из-за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. 

Лестница холла – ключ к общему композиционному замыслу, поскольку спираль прочитывается не только в декоре, но и в расположения помещений. 

Мимо витражного окна лестница ведет к холлу второго этажа, где заканчивается мощной колонной, выполненной из темно-красного мрамора с затейливой капителью из перевитых тел саламандр и болотных кувшинок.  Скульптурный декор капители создает мистическое впечатление невольного вмешательства в жизнь волшебного водного царства.

Холл украшает огромный витраж с декоративным балконом. Ограда балкончика похожа на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. 

Под ним, на лестничной площадке между первым и вторым этажами, расположен небольшой уголок с двумя встроенными диванами и журнальным столиком.

Потолочный световой фонарь холла.
Потолочный световой фонарь холла.
Декор стен холла.
Декор стен холла.

Отделка декоративными панелями – основа декоративного замысла неповторяющихся интерьеров. Работы по дереву выполнены виртуозно и не имеют в Москве близких аналогов по сложности и качеству исполнения. Отдельные элементы обрамлений подобны многомерной скульптуре. В каждом помещении свой рисунок дверей, оконных рам, своя потолочная лепнина, живописные элементы и напольное покрытие. Уникальны и все скобяные детали дома, фигурные решетки, паркеты, живописные плафоны и фризы. 

Дверные ручки особняка Рябушинского.
Дверные ручки особняка Рябушинского.
Рамы дверей особняка Рябушинских: вверху – в Библиотеке и Холле, снизу – в Кабинете.
Рамы дверей особняка Рябушинских: вверху – в Библиотеке и Холле, снизу – в Кабинете.

Продолжает воплощение мотива волны наборный паркет столовой, обрамленный волнистой линией из разных сортов дерева. Паркет – в основном мореный дуб, разный в каждой комнате. Паркет в этом доме единственный из паркетов модерна, который сохранился без реставрации. Во всяком случае, в Москве. Очень красивы двери с резными панелями в восточном стиле в гостиной первого этажа.

Продолжение описания Особняка С.П.Рябушинского – в следующем блоге. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic