bogachkova1957

Category:

Импрессионизм и испанское искусство

Около 60 живописных работ, скульптура и графика из ведущих музеев Испании и частных коллекций в Музее русского импрессионизма. Сразу предупреждаю – это не выставка работ испанского импрессионизма, нет, такого не было. Эта выставка - о влиянии французского импрессионизма на испанское искусство конца 19 – начало 20 века. Выставочный проект впервые в России знакомит с творчеством 18 испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве. На выставке демонстрируются картины Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино.  

Мариано Фортуни. Улица Гранателло в Портичи. 1874. Дерево, масло. Собрание Виды-Муньос, Альмерия.
Мариано Фортуни. Улица Гранателло в Портичи. 1874. Дерево, масло. Собрание Виды-Муньос, Альмерия.

Мариано Фортуни (1838–1874) - испанский виртуоз – вестник импрессионизм. Художник Мариано Фортуни, который умер в 1874-м – в год, когда импрессионисты провели первую совместную выставку в Париже, - написал ряд картин в легкой и свободной манере, схожей со стилистикой зарождающегося импрессионизма. Художник Фортуни был широко известен в России в 19 веке. Павел Чистяков, один из самых талантливых русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами испанца. В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища «Фортуни» за акварельную технику, напоминающую приемы испанского мастера.

Мариано Фортуни. Дорога вдоль стены. Около 1858-1862. Дерево, масло. Собрание Виды-Муньос, Альмерия.
Мариано Фортуни. Дорога вдоль стены. Около 1858-1862. Дерево, масло. Собрание Виды-Муньос, Альмерия.

Не только на Врубеля повлиял Фортуни. Серов также обращал свое внимание на испанца, Репин и Поленов восторженно отзывались о нем. Вот слова Поленова, который посетил в 1875 году в Париже посмертную выставку работ Фортуни: «…меня лично охватил и поглотил один художник, произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время „…

«События за событиями в нашем мире так и бегут. Не успеешь опомниться от разнузданной свободы импрессионистов, от их детской правды, как на горизонте шагает гигантскими шагами Фортуни, шагает и увлекает всех». – Илья Репин. Письмо Ивану Крамскому.

Мариано Фортуни. Пейзаж Портичи. 1874. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.
Мариано Фортуни. Пейзаж Портичи. 1874. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.

В 36 лет художник заболевает малярией, которая вскоре уносит его жизнь. Но имя его продолжает звучать: сын художника, названный по испанской традиции так же, как и отец — Мариано Фортуни, стал продолжателем славы этой фамилии в 20 веке. Фортуни-младший был знаменитым модельером, изобретателем формулы уникальной ткани – плиссе.

Импрессионизм – несомненно, самое популярное и любимое публикой живописное направление в искусстве второй половины 20 века. Родившись на французской почве, импрессионизм затронул практически все страны мира. Но, пожалуй, наибольшее влияние он оказал на испанских художников. Они предпочитали яркую, сочную палитру, чтобы передать всю красоту южной природы – красочные тени размашистых деревьев, белые блики солнечных рефлексов и переливы морской воды. При этом испанские художники второй половины 19 века далеко не сразу отважились на опыты с новой живописной техникой». Испанский импрессионизм во многом вырастает из классического живописного наследия, в нем чувствуется связь с традициями искусства XVII и XVIII веков, читаются и отсылки к манере и стилю Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.

Адольфо Гиард (1860-1916) – бакский художник. Под влиянием французского импрессионизма Гиард начал работать на пленэре. Писал пейзажи. Открыл свою мастерскую в Бакио. Участвовал в первой выставке современного искусства, которая проходила в Бильбао, что сделало его работу более популярной. Картины, созданные в Бакио, в основном изображают жизнь и быт сельских жителей. В работах этого периода художник сосредоточился на фигурах, оставив пейзаж на втором плане, с доминирующим зелёным, голубым и серым цветом. 

Адольфо Гиард. Белошвейки в парке. 1884-1885. Холст, масло. Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао.
Адольфо Гиард. Белошвейки в парке. 1884-1885. Холст, масло. Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао.

Аурелиано де Беруэте-и-Морет (1845-1912) – родился в Мадриде и первоначально получил юридическое образование. Он защитил докторскую диссертацию, стал профессиональным политиком и депутатом законодательного собрания. Но в 1874 году Беруэте начал профессионально заниматься живописью, также пройдя через Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В последние годы жизни художник, прославившийся также как историк искусства,  написал несколько трактатов о живописи и стал редактором первого сборника работ Веласкеса, изданного в 1898 г. в Париже. 

Аурелиано де Беруэте-и-Морет. Вид на Толедо из предместья Сигарралес. Около 1895.  Холст, масло. Музей Санта-Крус, Толедо.
Аурелиано де Беруэте-и-Морет. Вид на Толедо из предместья Сигарралес. Около 1895. Холст, масло. Музей Санта-Крус, Толедо.

Испанские художники далеко не сразу отважились на опыты с новой живописной техникой. Из всех испанских живописцев глубже всего в жизнь самых новаторских движений погрузился Дарио де Регойос, который вращался в самых прогрессивных кругах Брюсселя. Дружил с Писарро, Роденом, Сёра, Синьяком. 

Дарио де Регойос. Сети. 1893. Холст, масло. Частное собрание, Мадрид.
Дарио де Регойос. Сети. 1893. Холст, масло. Частное собрание, Мадрид.

Дарио де Регойос (1857-1913) – единственный в Испании художник-импрессионист и вместе с тем почти не известный человек в этой стране. Творчество де Регойоса осталось непонятным для современников на протяжении почти всей его жизни. Но это не заставило его сменить свою уникальную манеру. Он сознательно протестовал против академических норм в живописи, и время показало, что своими методами он изменил их. Многие люди, причисляющие себя к высокоинтеллигентным, не знают его имени. Его манера изображать пейзаж, столь схожая с европейским авангардом, смогла быть понята широкой публикой только спустя время. Известно, что умер мастер от рака.

Дарио де Регойос. Сосновый лес в Улии. 1905. Холст, масло. Собрание Хуана Сан-Николаса, Мадрид.
Дарио де Регойос. Сосновый лес в Улии. 1905. Холст, масло. Собрание Хуана Сан-Николаса, Мадрид.

Рамон Казас (1866-1932) - каталонский живописец и график. Творчество Казаса развивалось под влиянием искусства модерна и французского импрессионизма. Во время пребывания Казаса в Париже "французская тема" прочно вошла в его творчество, преломлялась в изображении женских фигур в пронизанных светом интерьерах, в непринужденных портретах. 

Рамон Казас. Барселонский яхт-клуб. 1888. Холст, масло. Музей Монсеррата, аббатство Монсеррат.
Рамон Казас. Барселонский яхт-клуб. 1888. Холст, масло. Музей Монсеррата, аббатство Монсеррат.
Кусочек картины – в стиле Ренуара.
Кусочек картины – в стиле Ренуара.
Рамон Казас. Арена для боя быков. Барселона. 1884. Холст, масло. Музей Монсеррата, аббатство Монсеррат.
Рамон Казас. Арена для боя быков. Барселона. 1884. Холст, масло. Музей Монсеррата, аббатство Монсеррат.

В испанской живописи популярной темой было изображение боя быков, в частности, этот сюжет часто встречался в творчестве великого мастера – Гойи. Та же тема привлекала и Рамона Казаса, чьи работы выполнены быстрыми, короткими мазками, в спонтанной манере, подчеркивающей интерес автора к происходящему на арене. На картине «Арена для боя быков, Барселона» композиционно изображение выстроено так, что зрители становятся главным действующим лицом картины, для их изображения художник использовал перенятую у Гойи и напоминающую пуантилизм технику изображения толпы – при помощи крошечных красочных пятен - влияние импрессионистских методов работы с цветом.

Рамон Казас. На открытой террасе. 1892. Холст, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.
Рамон Казас. На открытой террасе. 1892. Холст, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.

На картине изображена веранда дома на улице Барселоны, в котором родился и вырос художник Рамон Казас. Моделями для художника стали сестра и ее муж, аристократ Эдуард Ньето.

Жоаким Мир (1873-1940) – каталонский художник. Известен картинами, изображающими природные пейзажи, насыщенные светлыми красками. Французские импрессионисты не оказали сильного влияния на творчество Мира. Художник работал в стиле, который впоследствии будет известен как каталонский модернизм, который пока ещё не сформировался полностью, но постепенно начал собирать общество успешных каталонских деятелей искусства, которые больше сопоставляли себя с культурой Барселоны, нежели Парижа. Писал картины на пленэре, даже больших размеров, например, «Пропасть. Мальорка» — 175х98 см.

Жоаким Мир. Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка). 1900. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Жоаким Мир. Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка). 1900. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Жоаким Мир. Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка). 1900. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Жоаким Мир. Ноктюрн. Замок Бельвер (Мальорка). 1900. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.

Элисеу Мейфрен (1859-1940). Знакомство с французскими импрессионистами не произвело на художника никакого впечатления – столь сильно было влияние академической школы. Но он начинает работать на пленэре. Свои этюды он пишет на открытом воздухе, подобно импрессионистам, но в последующем перерабатывает их в мастерской. 

Элисеу Мейфрен. Пляж Риба-д'Эл-Поал. Около 1902. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Элисеу Мейфрен. Пляж Риба-д'Эл-Поал. Около 1902. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.

Сантьяго Русиньоль (1861-1931) - каталонский художник-постимпрессионист, поэт, прозаик, драматург.

Мы суть эссенция миров и аромат планет… Мы желтые бабочки, перелетающие с цветка на цветок. Мы бежим от материи. Мы молящиеся духи, покинувшие землю. – Сантьяго Русиньоль.

Сантьяго Русиньоль. Баркасы на Сене. Около 1894. Холст, масло. Коллекция банка Сантадер, Мадрид.
Сантьяго Русиньоль. Баркасы на Сене. Около 1894. Холст, масло. Коллекция банка Сантадер, Мадрид.

Типичные для импрессионистов изображения парижских улиц и серых вод Сены появляются в полотнах  Сантьяго Русиньоля, сумевшего сохранить утонченно-меланхолическую атмосферу города. Именно этот мрачноватый лиризм отличает испанское искусство рубежа 19-20 веков от мажорных произведений французского импрессионизма.

Игнасио Сулоага  (1870-1945) был продолжателем старинной династии баскских художников. В возрасте 20 лет он впервые оказался в Париже, где быстро завоевал признание в артистической среде. Доказательством его успеха стал портрет влиятельного критика Шарля Мориса и его супруги. Изначально Сулоага написал поясной мужской портрет, а после женитьбы критика надставил холст, добавив на него женский образ.

Игнасио Сулоага. Шарль Морис с женой. 1896. Холст, масло. Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса.
Игнасио Сулоага. Шарль Морис с женой. 1896. Холст, масло. Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса.

Снимавший мастерскую на Монмартре Игнасио Сулоага знакомится с Гогеном, Тулуз-Лотреком, Дега и Роденом, не переставая считать себя последователем Веласкеса и изображая, вслед за великим мастером, испанок в черных одеждах, карликов, монахов на фоне Пиренейских гор и монастырей.

Это настоящая Испания, в которой живет еще кровь мавров, инквизиторов и героев Кальдерона, не сахарная лавочка Фортуни и его пошловатых исследователей. Если Сулоага еще молод, и он не остановится, то можно надеяться, что в нем Испания... наконец найдет настоящего художника – наследника Веласкеса и Гойя.Александр Бенуа.

Игнасио Сулоага. Автопортрет. 1908. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Игнасио Сулоага. Автопортрет. 1908. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Интересно: Сулоага – это тот художник, который рекомендовал Ивану Щукину, брату знаменитого коллекционера Сергея Щукина, немало полотен старых мастеров, почти все они оказались подделкой (возможно, это стало одной из причин самоубийства Ивана).

Рикард Каналс (1876-1931) -  каталонский художник- импрессионист. 

Рикард Каналс. Долина Бои. Около 1896. Холст, масло. Фонд Франческа Фонбоны, Барселона.
Рикард Каналс. Долина Бои. Около 1896. Холст, масло. Фонд Франческа Фонбоны, Барселона.

Эрмен Англава-Камараса (1871-1959). Творческое становление Англава-Камарасы проходило в частных студиях Парижа, где сформировался его узнаваемый стиль, напоминающий манеру Анри Тулуз-Лотрека и Густава Климта. Его экспрессивные работы отличаются интенсивными цветами, которые предвещали приход фовизма. В живой манере письма чувствуется сильное восточное и арабское влияние. Одна из самых известных работ художника – картина «Белый павлин», в названии которой скрыта метафора: «павлином» художник назвал куртизанку в белом платье.

Эрмен Англава-Камараса. Белый павлин. 1904. Дерево, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.
Эрмен Англава-Камараса. Белый павлин. 1904. Дерево, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.

Импрессионисты мало разрабатывали вечерние эффекты неба… Англада первый водрузил свое разноцветное знамя в этой области. Он полюбил млечные диадемы загородных садов и, наконец, те сказочные существа с перламутровыми глазами, направленным в тонко нарисованные маски, напоминающие стилизацию человеческого лица, с безумием страусовых перьев на голове, маски, сквозь которые лишь иногда сквозит маленькая гримаска жестокости и смертельного отчаяния… - Максимилиан Волошин.

Игнази Мальол впервые отправляется в Париж в возрасте 18 лет. Особо поразили художника работы Камиля Коро.  К импрессионистской манере художник прибегал очень редко. «Кусты роз» - скорее исключение.

Игнази Мальол. Кусты роз (Коста-Брава). 1920. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.
Игнази Мальол. Кусты роз (Коста-Брава). 1920. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.

Изидре Нонель (1872-1911) писал образы городской бедноты, используя экспрессивную темную палитру.

Изидре Нонель. Торговка каштанами. Около 1897-1900.  Холст, масло. Музей Эл-Конвентет, Барселона.
Изидре Нонель. Торговка каштанами. Около 1897-1900. Холст, масло. Музей Эл-Конвентет, Барселона.

Влияние импрессионизма в Испании, начавшись с северных регионов – Каталонии и Страны басков, - распространилось и на остальные территории страны. Окончательно французский импрессионизм вошел в испанскую живопись лишь в 1899-1901 годах, когда в Париж приехали Мариан Пиделасерра и Пере Изерн. Оба испанца выставили свои работы в барселонской галерее «Зала Парес». Впервые к югу от Пиренеев были показаны пейзажи, выполненные и импрессионистической манере, близкой Моне, Сислею и Писарро.

Мариан Пиделасерра (1877-1946) открыл для себя импрессионизм в возрасте 19 лет в Париже. Первые опыты в новой технике он реализовал в мастерской, где писал портреты близких друзей, в том числе скульптора Эмили Фонбоны. Образ близкого друга решен в новой смелой манере: зеленые тени придали портрету глубину и психологическое напряжение.

Мариан Пиделасерра. Портрет Эмили Фонбоны. Париж, около 1900-1901. Картон, масло. Фонд Франческа Фонбоны, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Портрет Эмили Фонбоны. Париж, около 1900-1901. Картон, масло. Фонд Франческа Фонбоны, Барселона.

Мариан Пиделасерра, написав городские пейзажи с одной и той же точки (из окна своей мастерской) в солнечный и пасмурный день («Парижская улица (Зимнее солнце)» и «Парижская улица (Зимнее впечатление)»), по-своему подражал Клоду Моне, в 1890-х годах создавшему серию «Руанский собор» из тридцати картин.

Мариан Пиделасерра. Парижская улица (Зимнее солнце).  Парижская улица (Зимнее впечатление). Около 1900-1901. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Парижская улица (Зимнее солнце). Парижская улица (Зимнее впечатление). Около 1900-1901. Холст, масло. Частное собрание, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Зеленые купальни (Утреннее солнце). Около 1900-1901. Холст, масло. Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Зеленые купальни (Утреннее солнце). Около 1900-1901. Холст, масло. Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Желтые купальни (Утреннее солнце). Около 1900-1901. Холст, масло. Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.
Мариан Пиделасерра. Желтые купальни (Утреннее солнце). Около 1900-1901. Холст, масло. Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.

Пере Изерн. Как и Мариан Пиделасерра, начинал своё обучение в престижной Академии Барселоны. Совершенствоваться в техники живописи отправился в Рим. Именно в Италии, а не в Париже художник увлекся экспериментами по передаче на холсте эффектов естественного солнечного цвета. В возрасте 24 лет отправляется в Париж, где постоянно пишет виды города, реки Сены, пользуясь импрессионистской техникой.

Пере Изерн. Сена. Париж, около 1900-1901. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.
Пере Изерн. Сена. Париж, около 1900-1901. Холст, масло. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона.

В художественной и интеллектуальной среде Испании сосуществовали два способа отношения к действительности, и именно искусство, философия и литература делят страну на «Черную» и «Белую». О «Черной Испании» заговорили в 1898 году, когда была опубликована одноименная книга бельгийского писателя и поэта Эмиля Верхарна. Живописцы «Черной Испании» - представленные выше Игнасио Сулоага, Изидре Нонель, Эрмен Англава-Камараса – обращались к социальной проблематике, представляя мрачный и трагический взгляд на реальность. Своеобразной оппозицией этих макабрических образов стали произведения Хоакина Сорольи (1863-1923) – живописца, причисленного к направлению «Белая Испания». В своих работах художник воспроизводил яркий колорит народной жизни и быта, создавая светлые образы южной солнечной страны.

Хоакин Соролья. Сорванцы на пляже. Валенсия, 1899. Холст, масло. Музей изящных искусств Астурии.
Хоакин Соролья. Сорванцы на пляже. Валенсия, 1899. Холст, масло. Музей изящных искусств Астурии.

Будучи еще студентом Академии изящных искусств Валенсии, Хоакин Соролья знакомится со знаменитым фотографом Антонио Гарсия Пересом. Влияние фотографии на композиционные решения можно уловить во многих работах Сорольи. В «Сорванцах на пляже» художнику удалось буквально остановить мгновение, изобразив детей резвящимися на пляже средиземноморского побережья. 

Хоакин Соролья. Скалы в Хавеа и белая лодка. 1905. Холст, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.
Хоакин Соролья. Скалы в Хавеа и белая лодка. 1905. Холст, масло. Собрание Кармен Тиссен-Борнемиса.

Я ненавижу тьму. Клод Моне однажды сказал, что живописи не хватает света, и я с ним согласен. Но художники не могут показать солнечный свет таким, какой он есть на самом деле. Я могу только пытаться быть правдимым в его изображении.Хоакин Соролья.

Рикард Гино (1890-1973) - уроженец испанской Жироны был талантливым живописцем и скульптором. Он работал в парижском ателье Аристида Майоля. Долгое время Гино сотрудничал с Огюстом Ренуаром: артрит не позволял французскому мастеру работать с материалом, поэтому именно Гино воплощал его наброски в скульптуру. Однако совместное творчество только помешало карьере Гино: ему пришлось бороться за право называться соавтором ряда подписанных Ренуаром произведений. Десятилетние судебные разбирательства, к счастью, завершились победой Гино. Представленная литография интересна тем, что этот портрет Ренуара был выполнен с натуры. Кроме того, это одно из немногих индивидуальных произведений Гино в период его совместного творчества с Ренуаром.

Рикард Гино. Пьер-Огюст Ренуар в старости. 1918. Литография. Сидящий Ренуар. 1917. Бронза. Мэрия Жироны. Музей истории Жироны.
Рикард Гино. Пьер-Огюст Ренуар в старости. 1918. Литография. Сидящий Ренуар. 1917. Бронза. Мэрия Жироны. Музей истории Жироны.

Итог: Чем больше я здесь, тем больше убеждаюсь, как полезно узнать Париж. Художник здесь имеет свои суждения, и никто его ни к чему не принуждает; он смотрит, наблюдает и учится своими собственными глазами, размышляет сам по себе и говорит, что думает, без всяких уверток.Изидре Нонель.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.