bogachkova1957

Categories:

Городская усадьба Васильчиковой-Оболенского-фон Мекк. Часть 1

Нынешнее здание Центрального дома шахматиста на Гоголевском бульваре, 14 в москвоведческой литературе принято называть городской усадьбой Васильчиковой-Оболенского-фон Мекк (далее как особняк Васильчиковой), хотя на самом деле владельцев у особняка было гораздо больше. 

Особняк Васильчиковой. Фото 1970-1975 гг.
Особняк Васильчиковой. Фото 1970-1975 гг.

В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф.Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н.А.Васильчиков и его друг П.Н.Свистунов. 

Особняк Васильчиковой. Фото 2019.
Особняк Васильчиковой. Фото 2019.

В конце 1830-х годов Е.И.Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

Особняк Васильчиковой. Декор оконных проемов и балкон фасада. Фото 2019 г.
Особняк Васильчиковой. Декор оконных проемов и балкон фасада. Фото 2019 г.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло и детьми переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. Именно здесь родился Николай Александрович Алексеев – знаменитый московский городской голова. Много чем Первопрестольная ему обязана. Водопровод и канализация, вывод скотобоен за черту города, университетская клиника на Девичьем поле, психиатрическая Алексеевская больница… При Алексееве построены Исторический и Пушкинский музеи, при нем Третьяков передал в дар городу свою галерею, и совсем не факт, что коллекционер доверил бы ее какой-то иной администрации. На все свои нужды город стараниями Алексеева зарабатывал сам – тут и грамотное использование муниципальной собственности, и целая сеть коммерческих предприятий, и заемы у москвичей. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором Д.Н.Чичаговым была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора. 

Фрагмент дворового фасада с чугунным ограждением лоджии 1880-х годов. Ограждение утрачено в 1990-е годы и восстановлено при последней реставрации.
Фрагмент дворового фасада с чугунным ограждением лоджии 1880-х годов. Ограждение утрачено в 1990-е годы и восстановлено при последней реставрации.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна Бостанджогло разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался. 

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой. 

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году. 

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь, к которой так стремилась Любовь Ивановна. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева. Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире. 

Особняк Васильчиковой. Плафон и люстра парадного вестибюля.
Особняк Васильчиковой. Плафон и люстра парадного вестибюля.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. Говорят, что в этом здании в годы войны был СМЕРШ. После 1945 года – какая-то строительная организация. С 1956 года особняк стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России). Накануне Олимпиады-80 особняк был варварски отремонтирован: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет, заменив его ламинатом.

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Красного и Портретного залов, Приемную. Воссоздано первоначальное колористическое решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние — заложены. Восстановлены элементы декора. Усадьба стала лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации «лучший  проект реставрации/приспособления». 

Особняк Васильчиковой. Парадная лестница.
Особняк Васильчиковой. Парадная лестница.
Особняк Васильчиковой. Парадная лестница. Фото 1977 год.
Особняк Васильчиковой. Парадная лестница. Фото 1977 год.

От парадного вестибюля парадная лестница ведет в холл (аванзал) второго этажа.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.
Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

Главное украшение всего особняка – великолепные, завораживающие потолки, с полностью воссозданной лепниной в первоначальном цветовом решении! На повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи.

Особняк Васильчиковой. Потолок лестничного холла. Вид с галереи.
Особняк Васильчиковой. Потолок лестничного холла. Вид с галереи.
Особняк Васильчиковой. Лепнина потолка лестничного холла.
Особняк Васильчиковой. Лепнина потолка лестничного холла.
Особняк Васильчиковой. Вид на кариатиды с галереи.
Особняк Васильчиковой. Вид на кариатиды с галереи.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. 

Особняк Васильчиковой. Аванзал.
Особняк Васильчиковой. Аванзал.
Особняк Васильчиковой. Лепнина потолка аванзала.
Особняк Васильчиковой. Лепнина потолка аванзала.
Особняк Васильчиковой. Люстра аванзала.
Особняк Васильчиковой. Люстра аванзала.

Несмотря на проходной характер помещения декор очень тщательный - карнизы, прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа, зеркало. Кстати, мебель в особняке подобрана аутентично началу 20 века.

На стене выполнено живописное изображение павлина. В зале зеркало, не родное этим стенам, но аутентичное стилю.
На стене выполнено живописное изображение павлина. В зале зеркало, не родное этим стенам, но аутентичное стилю.

Из аванзала налево Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов была характерна для богатых домов того времени.

Особняк Васильчиковой. Большой парадный зал.
Особняк Васильчиковой. Большой парадный зал.
Гениальный потолок Большого парадного зала.
Гениальный потолок Большого парадного зала.

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями.

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников начала 20 века.

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами.

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. 

Из Большого зала можно пройти в так называемую Мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде.

Особняк Васильчиковой. Мавританская комната.
Особняк Васильчиковой. Мавританская комната.

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты.

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые очень интересны. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней.

Полукруглая ниша Мавританской комнаты с загадочными письменами.
Полукруглая ниша Мавританской комнаты с загадочными письменами.
Шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой мавританской комнаты.
Шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой мавританской комнаты.

Продолжение в следующем блоге — Городская усадьба Васильчиковой-Оболенского-фон Мекк. Часть 2.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.