bogachkova1957

Categories:

Музей Ар-Деко

В Москве есть музей (единственный в России), который посвящен эпохе ар-деко и предлагает посетителям узнать об изысканном стиле «золотых двадцатых». Владелец этого музея Мкртич Окроевич Окроян, который  стал первым коллекционером в России, сформировавшим обширное собрание произведений ар-деко. Популяризация коллекции и знакомство русского зрителя со стилем ар-деко – одна из основных миссий коллекционера. Это послужило толчком к открытию Галереи ар-деко, которая расположилась в здании бывшего Императорского монетного двора на Лужнецкой набережной. 

Поль Филипп. Танцовщица с попугаем. Бронза, мрамор.
Поль Филипп. Танцовщица с попугаем. Бронза, мрамор.

Поскольку музейная коллекция размещается в одном зале, кажется, что выставочное пространство слишком перегружено изящными предметами. В одном зале такому количеству разнообразных предметов тесно, тем более, что здесь намеренно придерживаются кабинетного принципа экспонирования, т.е. без витрин.
Наиболее значительная часть музейного собрания – коллекция декоративной скульптуры из бронзы и слоновой кости, насчитывающая 900 произведений. 

Дмитрий Чипарус. Клара. Бронза, слоновая кость.
Дмитрий Чипарус. Клара. Бронза, слоновая кость.

Русское искусство сыграло значительную роль в формировании западной культуры первой половины XX века. С 1909 по 1929 год балетная труппа «Русские Сезоны» выступала в Европе под руководством Сергея Дягилева. Сила и самобытность русской культуры поразила европейцев: новые краски, движения, образы, иная логика и совершенно иные принципы создания художественных произведений буквально перевернули европейское сознание. Более того, «Русские Сезоны» изменили стиль жизни и поведения европейцев. Вскоре после премьеры балета «Шахерезада» у парижских дам вошло в моду одеваться a la Bakst – в легкие шаровары и цветистые тюрбаны. Новыми идеалами красоты выступили Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн и другие русские танцовщицы и актрисы. Наиболее ярко эти мотивы воплотились в творчестве скульптора Дмитрия Чипаруса, произведения которого в России не представлены ни в одном из государственных музейных собраний. В коллекции около 100 скульптур Дмитрия Чипаруса, наиболее яркого представителя декоративной пластики 1920-1930-х гг. Остальные 800 произведений – это работы Фердинанда Прайсса, Поля Филиппа, Отто Пёрцеля, Пьера Ле Фагои, Клер Колине и других художников.

Дмитрий Чипарус. Русский балет. Неизменным атрибутом народного костюма являлся яркий головной убор – кокошник.
Дмитрий Чипарус. Русский балет. Неизменным атрибутом народного костюма являлся яркий головной убор – кокошник.

Скульптура Дмитрия Чипаруса представлена в отдельном блоге: Музей Ар-Деко. Дмитрий Чипарус.

В 1925 году в Париже прошла «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», в которой приняли участие художники из Японии и практически из всех европейских государств, кроме Германии. Сокращенное название выставки дало жизнь термину «ар-деко», хотя были и альтернативные названия - «стиль джаз», «зигзаг модерн», «стиль Пуаре». Пик популярности ар-деко пришёлся на период с 1925 по 1935 годы.

Обаяние двадцатых во многом заключалось в роскошной и лихорадочной атмосфере кабаре и мюзик-холлов с их яркими и экзотическими шоу. Одно из центральных мест в экспозиции музея занимает монументальное панно парижского декоратора Пьера Бобо. Панно было создано по специальному заказу для легендарного бального зала Roseland в Нью-Йорке, на сцене которого выступали ведущие джазовые исполнители и биг-бэнды. 

Пьер Бобо. Панно для танцевального зала Roseland в Нью-Йорке. Около 1947 г. Гипс, смешанная техника.
Пьер Бобо. Панно для танцевального зала Roseland в Нью-Йорке. Около 1947 г. Гипс, смешанная техника.

В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта – ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар-деко.  Прекрасно овладев новыми техническими средствами, Брандт превратил свое искусство в огромную индустрию, полностью сохранив при этом эстетические качества. 

Э.Тришар. Стол. Кованое железо, мрамор. Э.Брант. Стулья. Франция, 1920-е. Сталь, ковка.
Э.Тришар. Стол. Кованое железо, мрамор. Э.Брант. Стулья. Франция, 1920-е. Сталь, ковка.

В основной экспозиции музея можно увидеть набор стульев для столовой, дизайн которых был разработан Брандтом в середине 1920-х годов и представляет очень редкий образец творчества мастера. В 1960-е годы, в период возрождения интереса к ар-деко, аналогичный набор стульев Брандта был приобретен Энди Уорхолом. Несколько экземпляров в настоящий момент находятся также в музее Метрополитен в Нью-Йорке. 

Э.Брант. Лампа «Гингко». Около 1925. Кованое железо, стекло. Настольная лампа «Кобра». Около 1920. Золоченая бронза, стекло.
Э.Брант. Лампа «Гингко». Около 1925. Кованое железо, стекло. Настольная лампа «Кобра». Около 1920. Золоченая бронза, стекло.

Одной из вершин ар-деко являлся легендарный лайнер «Нормандия», над оформлением которого работало столько разных дизайнеров, что о нем стали говорить, как о «плавучей выставке французского декоративного искусства». Жан Дюнан (1877-1942) создал для сигарного салона первого класса четыре монументальных лаковых панно на тему «Мужские игры и удовольствия»: Рыбалка, Спорт, Сбор винограда, танец, Охота и Приручение лошадей. Большая часть из них в настоящий момент утрачена, в коллекции музея представлено несколько уменьшенных авторских копий.  Панно были выполнены в традиционной японской технике уруши - лакирование, которой Жан Дюнан обучался у переехавшего в Париж японского художника Сейзо Сугоара. Лак защищал панно от воды, огня и даже от электрического разряда.

Жан Дюнан. Сбор винограда. Авторская копия панно для сигарного салона лайнера «Нормандия». Около 1935. Гипс, резьба, лак, золочение.
Жан Дюнан. Сбор винограда. Авторская копия панно для сигарного салона лайнера «Нормандия». Около 1935. Гипс, резьба, лак, золочение.
Жан Дюнан. Охота. Авторская копия панно для сигарного салона лайнера «Нормандия». Около 1935.
Жан Дюнан. Охота. Авторская копия панно для сигарного салона лайнера «Нормандия». Около 1935.

Произведения Дюнана уже при жизни художника стали национальным достоянием, утвердив новый стандарт роскоши и качества изделий. Работал в сфере высокой моды, автор ювелирных украшений. Один из самых ярких представителей стиля ар-деко.

«Нормандию» спроектировал русский инженер Владимир Юркевич, эмигрировавший после революции во Францию. Его проект трансатлантического лайнера был признан лучшим среди конкурсных работ, т.к. им была предложена оптимальная форма корабля, позволявшая при меньших затратах топлива развивать большую скорость. Благодаря этому «Нормандия» получила «Голубую ленту Атлантики» как самое быстрое судно в мире.

Интерьер лайнера «Нормандия».
Интерьер лайнера «Нормандия».

С начала Второй мировой войны, после сдачи Франции немцам, «Нормандия» была арестована и оставалась у берегов Америки. В феврале 1942 года на судне произошёл пожар. Лайнер стали заливать водой, из-за чего оно накренилось набок и стало тонуть. На тот момент в Америку перебрался и Владимир Юркевич, хорошо знавший устройство своего судна. Он предлагал доступный и простой способ, при котором можно было посадить «Нормандию» вертикально на дно, что избавило корабль от повреждений, и облегчило его последующий подъем. Но американские власти проигнорировали советы Юркевича, и судно бесславно погибло. А вместе с «Нормандией» затонули и все предметы искусства. Возможно поэтому, став профессором Колумбийского университета, при всем сложном отношении с родиной, свои архивы он завещал Санкт-Петербургу, хотя американцы и желали заполучить эти документы для своих библиотек.
Бьющая через край роскошь – преобладающее впечатление от внутреннего убранства «Нормандии». Жак-Эмиль Рюльман, Жюль Лелё, Поль Фолло, Луи Сю и Андре Мар – признанные дизайнеры того времени. Все они наследовали классической традиции, великим французским краснодеревщикам XVIII века. Вкус к простым и чистым формам, эстетическая утонченность, дорогостоящие и редкие материалы, безупречная техника – неотъемлемые черты их работ. Все эти авторы представлены в коллекции мебели Мкртича Окрояна, насчитывающей более 500 предметов.

Луи Мидвейн. Декоративное панно. Франция. Около 1925. — Рене Дрюэ. Консоль. 1920-е.  — Ваза «Примавера». Франция. 1930-е.  — Эдгар Брант. Лампа «Восток». Франция. 1924.
Луи Мидвейн. Декоративное панно. Франция. Около 1925. — Рене Дрюэ. Консоль. 1920-е. — Ваза «Примавера». Франция. 1930-е. — Эдгар Брант. Лампа «Восток». Франция. 1924.
Жан Дюнан. Ф.-Л.Шмид. Декоративное панно. 1922. - Жюль Лелё. Комод.
Жан Дюнан. Ф.-Л.Шмид. Декоративное панно. 1922. - Жюль Лелё. Комод.
Поль Фолло. Стол. Франция. 1920-е. Макассар, кожа, слоновая кость.
Поль Фолло. Стол. Франция. 1920-е. Макассар, кожа, слоновая кость.
Жюль Лелё. Кофейный столик. — Пьер Ларден. Сервант. Франция. 1940-е.
Жюль Лелё. Кофейный столик. — Пьер Ларден. Сервант. Франция. 1940-е.
Луи Мажорель. Шкаф «Водоросли». Франция. Около 1900.
Луи Мажорель. Шкаф «Водоросли». Франция. Около 1900.
Альбер Шёре. Зеркало «Аист» (около 1925) и лампы-тюльпаны (пара).
Альбер Шёре. Зеркало «Аист» (около 1925) и лампы-тюльпаны (пара).
Марсель-Андре Бурен. Лампа «Арлекин». Бронза, слоновая кость, стекло, мрамор.
Марсель-Андре Бурен. Лампа «Арлекин». Бронза, слоновая кость, стекло, мрамор.

Премьера балета «Карнавал» состоялась в 1909 году. Спектакль с участием Лидии Лопуховой, Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского стал одним из звеньев в цепочке культурных явлений, обративших внимание на жанр комедии дель арте. Арлекин, Коломбина, Пьеро и другие персонажи перешли с европейской сцены в скульптуру и живопись.

Эдгар Брант. Настольная лампа. Франция. Около 1920-1925. -  Эмиль Галле. Витрина с колосьями пшеницы. Около 1903.
Эдгар Брант. Настольная лампа. Франция. Около 1920-1925. - Эмиль Галле. Витрина с колосьями пшеницы. Около 1903.

Витрина Эмиля Галле выполнена из орехового дерева и бронзы в технике маркетри - мозаики из разных пород дерева, которые наклеивают на основу. Для украшения мебели Галле, кроме вставок из экзотических пород дерева, использовал отделочные и полудрагоценные камни, из которых составлял не только растительные узоры, но и строки из стихов Вийона, Бодлера, Верлена. За это его мебель стали называть «говорящей» (meubles parlantes).

Морис Гиро-Ривьер. Арлекин. Керамика, глазурь.
Морис Гиро-Ривьер. Арлекин. Керамика, глазурь.

На работы мастеров ар-деко оказал влияние и стиль авангард. Этот стиль, активно развивающийся в начале XX века, органично вплетен в декоративно-прикладные предметы интерьера, к которым относятся вот эти часы. Постаменты некоторых музейных скульптур становились значимой частью всего художественного образа.

Георгий Лавров. Часы с женской фигурой. Бронза, оникс.
Георгий Лавров. Часы с женской фигурой. Бронза, оникс.

Продолжение в следующем блоге — Музей Ар-Деко. Скульптура.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.