bogachkova1957

Categories:

Музей Ар-Деко. Дмитрий Чипарус

Дмитрий Чипарус (1886-1947) был родом из Румынии, но в начале 20 века переехал в Париж. В творчестве Чипаруса повторяются сюжеты русских балетов. Большинство скульптур датируются серединой 1920-х годов, все они выполнены из бронзы и слоновой кости. Слоновая кость была тогда доступна, потому что у Франции были колонии, откуда этот материал поставляли в большом количестве. Постаменты делали из мрамора или оникса.

Дмитрий Чипарус. Танго.
Дмитрий Чипарус. Танго.

В скульптуре запечатлены звезда американского немого кино 1920-х годов Рудольф Валентино и его вторая жена Наташа Рамбова. Валентино был исполнителем главной роли в фильме «Четыре всадника апокалипсиса 1921 года, где он продемонстрировал великолепное владение техникой аргентинского танго. С тех пор этот танец вошел в парижскую моду, а Валентино после своей внезапной гибели в 1926 году стал кумиром миллионов в Америке и Европе.

Дмитрий Чипарус. Персидский танец.
Дмитрий Чипарус. Персидский танец.
Дмитрий Чипарус. Маскарадный костюм.
Дмитрий Чипарус. Маскарадный костюм.

Ближайшим прототипом скульптуры «Маскарадный костюм» можно назвать балет «Карнавал» Михаила Фокина, поставленный в 1909 году на музыку Роберта Шумана. Пьеро и Шехерезада, герои разных спектаклей, были представлены вместе на сцене Гранд-Опера. Костюмы были изготовлены по эскизам Льва Бакста, главные партии исполняли Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

Дмитрий Чипарус. Таис.
Дмитрий Чипарус. Таис.

На создание этого шедевра Чипаруса вдохновила опера Жюля Массне «Таис», премьера которой состоялась в Гранд-Опера в 1894 году. Либретто оперы было написано по мотивам романа Анатоля Франса, повествующего об известной афинской гетере Таис, любимой женщины Александра Македонского. В скульптуре запечатлена известная оперная певица Сибил Сандерсон. В мире существует не более пяти экземпляров скульптур, выполненных по данной модели.

Дмитрий Чипарус. Бесконечная любовь.
Дмитрий Чипарус. Бесконечная любовь.
Дмитрий Чипарус. Ямбо и Кора.
Дмитрий Чипарус. Ямбо и Кора.

Кора – это изображение девушки в длинных одеждах, характерное для эпохи греческой архаики. Лев Бакст воплотил представления о греческой античности в декорациях к балету «Послеполуденный отдых Фавна», поставленном Михаил Фокин в 1912 году на сцене театра Шатле. В творчестве Чипаруса образ древнегреческой коры соединился с экспрессивностью движений и экстравагантностью костюма модели, что было характерно для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Дмитрий Чипарус. Шиммер и Аюта.
Дмитрий Чипарус. Шиммер и Аюта.

Изобретателем платья со множеством складок (плиссе), т.н. «Дельфийского платья», был Мариано Фортуни – испанский художник, живший в Париже и Венеции. Платья от Фортуни пользовались большим успехом, его постоянными клиентками были танцовщицы Айседора Дункан и Рут Денис.

Дмитрий Чипарус. Панталоны и Современная танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Панталоны и Современная танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Семирамида и Антинея.
Дмитрий Чипарус. Семирамида и Антинея.

Костюм «Семирамиды» является соединением различных влияний современности, начиная от «Русских сезонов» Дягилева и костюмов Поля Пуаре и заканчивая фильмом «Клеопатра» 1917 года с Тедой Бара в главной роли. По другой версии внешний облик скульптуры Чипаруса был навеян костюмом Эрте, созданном для певицы и танцовщицы Габи Деслис.

Антинея – последняя царица Атлантиды. В данной скульптуре образ восточной царицы в исполнении Иды Рубинштейн соединился с литературным впечатлением от известного романа «Атлантида» Пьера Бенуа.

Дмитрий Чипарус. Тестрис и Танец бабочки.
Дмитрий Чипарус. Тестрис и Танец бабочки.
Дмитрий Чипарус. Венгерская танцовщица и Баядерка.
Дмитрий Чипарус. Венгерская танцовщица и Баядерка.

В оперетте «Поющий жаворонок» партию солирующей танцовщицы исполняла Лола Мензели. Костюм Венгерской танцовщицы Чипаруса почти полностью повторяет фотографии Лолы, опубликованные в 1920-х.

Дмитрий Чипарус. Девушка у стены и Русский крестьянский танец.
Дмитрий Чипарус. Девушка у стены и Русский крестьянский танец.
Дмитрий Чипарус. Кашмирская танцовщица и Танцовщица из Пальмиры.
Дмитрий Чипарус. Кашмирская танцовщица и Танцовщица из Пальмиры.
Дмитрий Чипарус. Дети, играющие в кегли.
Дмитрий Чипарус. Дети, играющие в кегли.
Дмитрий Чипарус. Танара.
Дмитрий Чипарус. Танара.
Дмитрий Чипарус. Танцовщица с веерами.
Дмитрий Чипарус. Танцовщица с веерами.

Интерес модной публики к русскому иногда проявлялся весьма неожиданным образом. На одной из выставок начала XX века была представлена русская борзая, поразившая европейцев, а следом и американцев, своей грацией. И вот уже в 1920-х годах модные девушки выбирали своим аксессуаром борзую. Собака с вытянутым изогнутым экстерьером должна была подчеркнуть элегантность своей хозяйки. Как, например, демонстрировала звезда немого кино Теда Бара. Этот же модный живой атрибут представлен в работе Дмитрия Чипаруса "Друзья навеки".

Дмитрий Чипарус. Друзья навеки.
Дмитрий Чипарус. Друзья навеки.
Дмитрий Чипарус. Египетская танцовщица и Танцовщица с шарфом.
Дмитрий Чипарус. Египетская танцовщица и Танцовщица с шарфом.

Детали древнеегипетских одежд получили распространение в сценических и повседневных костюмах благодаря открытию захоронения фараона Тутанхамона в 1922 году. Кутюрье Жан Пату создал несколько вариантов костюма, в котором обязательным аксессуаром были набедренные повязки. Несколько костюмов было создано для Лайн Джек – эстрадной танцовщицы парижских кабаре.

Дмитрий Чипарус. Экзотическая танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Экзотическая танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Экзотическая танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Экзотическая танцовщица.
Дмитрий Чипарус. Танцовщица из Каморны.
Дмитрий Чипарус. Танцовщица из Каморны.
Дмитрий Чипарус. Дамасская танцовщица и Танцовщица в юбке с разрезом.
Дмитрий Чипарус. Дамасская танцовщица и Танцовщица в юбке с разрезом.

Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920-1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени.

В период нацистских гонений и второй мировой войны работы Чипаруса почти перестали приобретаться литейными мастерскими. Экономическая ситуация не благоприятствовала развитию декоративного искусства, материальное положение многих скульпторов ухудшилось. С начала 1940-х гг. Чипарус не продал почти ни одной своей модели, но продолжал работать для себя, выполняя анималистические скульптуры в манере Art Deco. В 1942 году на Парижском Салоне были выставлены его скульптуры «Полярный медведь» и «Американский бизон» из гипса, а в 1943 году им были показаны скульптуры полярного медведя из мрамора и пеликана. Мастер умер в 1947 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic