bogachkova1957

Categories:

Музей Собрание. Фаберже

Еще одна экскурсия в новый частный московский музей Собрание. Владелец его - меценат Давид Якобашвили. На этот раз тема экскурсии: «Русское ювелирное дело. Карл Фаберже и его современники».

Русская ювелирная промышленность вошла в период своего расцвета и бурного развития с середины XIX века. Русская школа золотого и серебряного дела "заявила" о себе на Первой Всемирной выставке художественно-промышленных товаров в Лондоне в 1851 году, после чего работы русских ювелирных фирм стали обязательными участниками и призерами всемирных выставок. Со второй половины XIX века визитной карточкой русских мастеров серебряного дела становится искусно выполненная столовая утварь, прочно входят в моду изделия из хрусталя и стекла в серебряном обрамлении.  

Дизайном и производством драгоценного убора занимались как ведущие ювелирные фирмы, являвшиеся поставщиками Российского императорского Двора (Карл Фаберже, Болин, братья Грачевы, Овчинников, Хлебников, Постников, Курлюков, Любавин), так и многочисленные мастерские и артели ювелиров Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и других городов.  

В музее Собрание представлены работы практически всех перечисленных художников и мастерских. Коллекция музея дает полное представление о размахе  и уровне развития этого вида производства.  Все экспонаты отличает оригинальный дизайн и блестящая ювелирная работа.

Слева - Кубок. Россия, Москва. 1760-е гг. Серебряных дел мастер Илья Иванов. Серебро, кокос; чеканка, резьба, золочение. Справа - Кубок. Россия, Германия. Первая треть XVIII в. Серебро, кокос; чеканка, тиснение, резьба, просечка, золочение. Принадлежал старшей сестре императрицы Анны Иоановны – Екатерине Мекленбургской. На кубке ее вензель.
Слева - Кубок. Россия, Москва. 1760-е гг. Серебряных дел мастер Илья Иванов. Серебро, кокос; чеканка, резьба, золочение. Справа - Кубок. Россия, Германия. Первая треть XVIII в. Серебро, кокос; чеканка, тиснение, резьба, просечка, золочение. Принадлежал старшей сестре императрицы Анны Иоановны – Екатерине Мекленбургской. На кубке ее вензель.
Лоток с фигуркой глухаря. Россия, Москва. 1908-1917 гг. 4-я московская артель. Серебро, дымчатый кварц; литье, полировка, гравировка.
Лоток с фигуркой глухаря. Россия, Москва. 1908-1917 гг. 4-я московская артель. Серебро, дымчатый кварц; литье, полировка, гравировка.
Письменный прибор «Нестор Летописец». Россия, Москва. 1908-1917 гг. Фирма П.А. Овчинникова. Серебро, мрамор, стекло; литье, гравировка, ручная выколотка.
Письменный прибор «Нестор Летописец». Россия, Москва. 1908-1917 гг. Фирма П.А. Овчинникова. Серебро, мрамор, стекло; литье, гравировка, ручная выколотка.
Ликёро-водочный сет. Россия, Москва. 1875 г. Фирма П.А. Овчинникова. Стекло, серебро, эмаль; литье, золочение, резьба.
Ликёро-водочный сет. Россия, Москва. 1875 г. Фирма П.А. Овчинникова. Стекло, серебро, эмаль; литье, золочение, резьба.
На переднем плане - Печать "Голова лошади". Россия, Санкт-Петербург. Третья четверть XIX в. Мастерская С. Арнда. Серебро, литьё, чеканка, золочение, резьба, шлифовка, полировка. В коробочке наверху - Звонок настольный электрический. Россия, Санкт-Петербург. 1890-е гг. Фирма К. Фаберже, Мастерская золотых и серебряных изделий М.Перхина. Золото, белорецкий кварцит (?), бриллианты, сапфир; литьё, штамп, чеканка.
На переднем плане - Печать "Голова лошади". Россия, Санкт-Петербург. Третья четверть XIX в. Мастерская С. Арнда. Серебро, литьё, чеканка, золочение, резьба, шлифовка, полировка. В коробочке наверху - Звонок настольный электрический. Россия, Санкт-Петербург. 1890-е гг. Фирма К. Фаберже, Мастерская золотых и серебряных изделий М.Перхина. Золото, белорецкий кварцит (?), бриллианты, сапфир; литьё, штамп, чеканка.

Крупнейшей ювелирной фирмой России была фирма Фаберже. Основал ее в Петербурге в 1842 году Густав Фаберже, однако славу она приобрела благодаря деятельности его сына Карла Густавовича, возглавившего дело в 1872 году. С 1885 года фирма Фаберже – «Поставщик Его Императорского Двора». Фирма сотрудничала с лучшими мастерами того времени (М.Перхиным, Г.Вигстремом, Ф.Рюкертом, Ю.Раппопортом), выпуская в различных стилях и техниках широкий ассортимент изделий – от уникальных произведений для августейших особ до массовой продукции.

Галантерея фирмы Фаберже.
Галантерея фирмы Фаберже.
Изделия Фаберже периода Первой Мировой войны.
Изделия Фаберже периода Первой Мировой войны.

В экспозиции музея есть несколько работ Марии Тенишевой. Княгиня Тенишева Мария Клавдиевна (1858-1928) – русский художник, эмальер, основательница уникальных художественно-промышлнных мастерских, коллекционер, меценат и педагог. 

Тенишева Мария. Петушок.
Тенишева Мария. Петушок.

Русское стекло, хрусталь и керамика.

Стаканы с двойными стенками. Россия, с.Никольское. Конец XVIII - начало XIX вв. Никольско-Пестровский завод Бахметевых. Стекло бесцветное; коллаж (листья сухие, мох, соломка, смальта, цветная бумага), роспись эмалью и золотом.
Стаканы с двойными стенками. Россия, с.Никольское. Конец XVIII - начало XIX вв. Никольско-Пестровский завод Бахметевых. Стекло бесцветное; коллаж (листья сухие, мох, соломка, смальта, цветная бумага), роспись эмалью и золотом.
Графины фирмы Фаберже в псевдорусском стиле.
Графины фирмы Фаберже в псевдорусском стиле.
Ваза. 1908 -1917 гг. Фирма И.П. Хлебникова, Гусевский хрустальный завод. Стекло, серебро; резьба, травление, литье, штамп, люстр.
Ваза. 1908 -1917 гг. Фирма И.П. Хлебникова, Гусевский хрустальный завод. Стекло, серебро; резьба, травление, литье, штамп, люстр.
Императорский стеклянный завод. В центре – Ваза-сухарница.  Россия, Санкт-Петербург. Вторая четверть XIX в. Хрусталь бесцветный, бронза; гранение, нацвет "золотой рубин".
Императорский стеклянный завод. В центре – Ваза-сухарница. Россия, Санкт-Петербург. Вторая четверть XIX в. Хрусталь бесцветный, бронза; гранение, нацвет "золотой рубин".

Изделия из камня.

Хризантема японская. Япония. Начало ХХ в. Слоновая кость, дерево; резьба, окраска.
Хризантема японская. Япония. Начало ХХ в. Слоновая кость, дерево; резьба, окраска.
Колибри на кактусе. Quispe Aparicio, Luis Alberto. Рубин, цоизит, черный обсидиан, золото 18К; резьба, полировка.
Колибри на кактусе. Quispe Aparicio, Luis Alberto. Рубин, цоизит, черный обсидиан, золото 18К; резьба, полировка.
Пингвины на льдине. Бразилия. ХХ в. Peter Muller. Агат, кварц, горный хрусталь; резьба, полировка.
Пингвины на льдине. Бразилия. ХХ в. Peter Muller. Агат, кварц, горный хрусталь; резьба, полировка.
Череп. ХХ в. Quispe Aparicio, Luis Alberto. Аметист, кварц, золото; резьба, полировка.
Череп. ХХ в. Quispe Aparicio, Luis Alberto. Аметист, кварц, золото; резьба, полировка.

Предметов искусства очень много. К сожалению, рассмотреть толком не представляется возможным, т.к. время ограничено экскурсией. Самостоятельный просмотр не предусмотрен, что очень плохо. Надеюсь, когда-нибудь музей перейдет на привычный традиционный режим работы музеев.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic