bogachkova1957

Category:

«Эпоха модерна» в Музее архитектуры

Музей архитектуры предоставил посетителям возможность окунуться в Эпоху модерна и посмотреть чертежи, макеты и предметы интерьера, которых достаточно в его коллекции. На выставке можно увидеть эволюцию этого стиля от середины XIX века до революции 1917 года.

Новый стиль Модерн сформировался на рубеже XIX – XX веков. Его особенностью является синтез искусств и стилизация под различные исторические эпохи с добавлением современных технологий.

У модерна в архитектуре есть несколько отличительных черт. Во-первых, отказ от прямых углов в пользу плавных линий. Во-вторых, сочетание художественных и утилитарных функций в одном объекте (иными словами, дома той эпохи строили так, что было, не только красиво, но и удобно). И, в-третьих, внимание не только к фасаду здания: архитекторы модерна проектировали и интерьеры, и даже его отдельные элементы — вплоть до дверных ручек.

В первую очередь на выставке можно увидеть работы представителей московской архитектурной школы. Это почти все выдающиеся мастера русского модерна — Илларион Иванов-Шиц, Роман Клейн, Валентин Дубовской, Уильям Валькот и братья Веснины. А один из самых известных архитекторов в экспозиции — Федор Шехтель. Из неосуществленных проектов которого интересен его проект Казанского вокзала.

Ф.Шехтель. Казанский вокзал. Конкурсный проект. Фасад со стороны Рязанского проезда. Построен по проекту А.Щусева в 1912-1926 гг.
Ф.Шехтель. Казанский вокзал. Конкурсный проект. Фасад со стороны Рязанского проезда. Построен по проекту А.Щусева в 1912-1926 гг.

А вот интерьеры Федора Шехтеля в особняке М.С.Кузнецова (Москва, ул. Проспект Мира, 41), к сожалению, сохранились лишь частично. Внутренне убранство дома Кузнецовых было разделено на тематические пространства по стилям. Так, столовая семьи «фарфорового магната» была оформлена в псевдорусском стиле, очарование которого подчеркивало удивительной красоты керамическое панно «Жар-птица», размещенное над камином. 

Особняк М.С.Кузнецова (Москва, ул. Проспект Мира, 41).
Особняк М.С.Кузнецова (Москва, ул. Проспект Мира, 41).
Интерьер столовой в «русском стиле». Ф. Шехтеля. Столовая не сохранилась.
Интерьер столовой в «русском стиле». Ф. Шехтеля. Столовая не сохранилась.
Фрагмент фриза. Из особняка М.С.Кузнецова (Москва, ул. Проспект Мира, 41). 1891 г. Фарфорово-фаянсовое производство М.С.Кузнецова. Майолика, глазурь.
Фрагмент фриза. Из особняка М.С.Кузнецова (Москва, ул. Проспект Мира, 41). 1891 г. Фарфорово-фаянсовое производство М.С.Кузнецова. Майолика, глазурь.
Ф.Шехтель. Центральная и боковые части изразцового панно.  Из интерьера парадной столовой особняка М.С.Кузнецова.
Ф.Шехтель. Центральная и боковые части изразцового панно. Из интерьера парадной столовой особняка М.С.Кузнецова.

Вот еще несколько интересных неосуществленных проектов.

И. А. Иванов-Щиц. В.Ф. Валькот. Предположительно проект театра в доме В. Н. Гирш. Проект фасада. 1899 г. Не осуществлен.
И. А. Иванов-Щиц. В.Ф. Валькот. Предположительно проект театра в доме В. Н. Гирш. Проект фасада. 1899 г. Не осуществлен.

А вот любитель рыцарской темы архитектор Валентин Дубовской. Четыре его дома в Москве радуют нас скульптурами рыцарей на фасаде. 

Дома с рыцарями архитектора В. Дубовского.
Дома с рыцарями архитектора В. Дубовского.

А вот его неосуществленные проекты.

В.Е.Дубовской. Проект шестиэтажного доходного дома с двумя башенками-эркерами. 1900-е г. Не осуществлен.
В.Е.Дубовской. Проект шестиэтажного доходного дома с двумя башенками-эркерами. 1900-е г. Не осуществлен.
В.Е.Дубовской. Проект шестиэтажного доходного дома. 1900-е г. Не осуществлен.
В.Е.Дубовской. Проект шестиэтажного доходного дома. 1900-е г. Не осуществлен.

Но «Эпоха модерна» показывает работы не только русских мастеров. Например, отдельный зал посвящен легенде французского модерна — замку Беранже. Это доходный дом в Париже, возведенный по проекту Эктора Гимара — ярчайшего представителя французского ар-нуво. 

Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Париж.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Париж.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Общий вид угловой части здания. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Общий вид угловой части здания. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Главный вход с ажурной решеткой. Внутренняя отделка арки главного входа. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Главный вход с ажурной решеткой. Внутренняя отделка арки главного входа. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Витражные окна и вставки. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Витражные окна и вставки. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Предметы мебели для салона. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.
Гимар Эктор. Доходный дом «Замок Беранже». Предметы мебели для салона. Из альбома «Замок Беранже». 1898 г.

Пример декоративной отделки домов.

Створка двери из усадьбы Баевых. 1900-е г. Усадьба построена по проекту И.Кузнецова в 1910 г. 

Ручка дверная в виде фигуры дракона. Бронза. Россия, начало 20 в. Из квартиры доходного дома по Новой Басманной  ул., 10.








М.Врубель. Львиная маска для ворот дома С.Мамонтова на Садово-Спасской  ул., 6 (дом не сохранился). 1892 г. Мастерская керамических изделий, Абрамцево. Майолика, глазурь.
М.Врубель. Львиная маска для ворот дома С.Мамонтова на Садово-Спасской ул., 6 (дом не сохранился). 1892 г. Мастерская керамических изделий, Абрамцево. Майолика, глазурь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic