bogachkova1957

Categories:

Старопесковская площадь

Название площади возникло в XIX веке по церкви Спаса Преображения на Песках (та, что изображена на картине В. Д. Поленова «Московский дворик»). Пески — название местности по характеру грунта.

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878.
В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878.

Такой вид на двор открылся Поленову из окна квартиры, которую он снимал в Дурновском переулке (современная Композиторская улица); на картине хорошо видна церковь Спаса на Песках, а также крыши расположенной на площади застройки.

Сквер к северу от храма разбит в 1870 году и тогда же назван «пушкинским», но название не прижилось. Сквер называли «кружок», хотя он овальный. Сейчас на площади установлен памятник А.С. Пушкину (1993 год, скульптор Ю. Динес).

Пушкинский сквер на Старопесковской площади с памятником А.С.Пушкину, арх. Ю.Динес.
Пушкинский сквер на Старопесковской площади с памятником А.С.Пушкину, арх. Ю.Динес.

Архитектурной доминантой площади естественно является храм Спаса Преображения на Песках, также вокруг неё расположены ряд доходных и жилых домов и знаменитый особняк Второва - резиденция посла Соединённых Штатов Америки в Москве ("Спасо-хаус" - Spaso House, как его называют американцы).

Начнем осмотр по часовой стрелке от Трубниковского переулка, и первый по очереди – Особняк Н. А. Второва.

Особняк Н. А. Второва («Спасо-хаус»). Построен в 1913—1915 годах в стиле ампир по заказу Н. А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Д. Адамовича и В. М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Сфотографировать его в настоящее время не представляется ни какой возможности, т. к., во-первых, обнесен забором, а, во-вторых, деревья и кусты по периметру забора закрывают всю видимость.

Особняк Н. И. Второва. Фото 1915-1920.
Особняк Н. И. Второва. Фото 1915-1920.

История земель данного участка прослеживается еще с Екатерининской эпохи. В то время усадьба принадлежала древней семье Ржевских. Первый из известных хозяев усадьбы – Матвей Васильевич Ржевский родился в 1702 году, обучался по указу Петра I морскому делу, стал капитаном 1 ранга российского флота, умер в 1766 году и похоронен у церкви Большого Вознесения. Пожар 1812 года не оставил никаких следов хозяйствования Ржевских. Новый владелец, князь Александр Александрович Щербатов, отстраивает усадьбу заново: три каменных жилых двухэтажных дома, обращенные на Большой Николопесковский переулок, и на углу Дурновского переулка великолепный трехэтажный дом с колоннадой и торжественным въездом. Для хозяйственных целей возводятся конюшня, каретный сарай и огромная оранжерея. В направлении приходской церкви разбивается большой сад. Все шестеро детей А. А. Щербатова были детскими знакомыми А. С. Пушкина и участвовали с ним в общих праздниках. Старший из них – штабс-ротмистр лейб-гвардии уланского полка Николай Александрович наследует в 1834 году усадьбу и спустя пять лет продает ее часть. Себе оставляет барский дом с колоннами, конюшню, оранжерею. Новому владельцу – Федору Николаевичу Лугинину отходит двухэтажный жилой дом, два одноэтажных и каретный сарай. В усадьбе на Песках проходит детство двух сыновей Лугинина – Владимира и Святослава. Только свою часть усадьбы братьям Лугининым приходится продать. Среди новых владельцев окажется князь Николай Еммануилович Голицын. Николай Еммануилович отмечает свое появление на Песках строительством на тесном лугининском участке каменного трехэтажного доходного дома, ради которого вырубается часть сада. Владелицей же щербатовской части становится неудачно устроившая свою семейную жизнь и оказавшаяся в одиночестве В. Н. Лобанова-Ростовская. В конце концов, она отдает свой запущенный сад под дворец заводчиков Второвых. Второву отходит парадная, обращенная на Спасопесковскую площадь, часть усадьбы. Маленькая княгиня удовлетворится видом глухого переулка, хотя и сохранит остатки своих владений до самого Октября.

Особняк Н. И. Второва. Фото 1997 года.
Особняк Н. И. Второва. Фото 1997 года.

Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петербургский особняк Половцева, построенный в 1911—1913 годах И. А. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. И. Бове, уничтоженный авиабомбой в 1941 году. Судите сами.

Слева - Дом Н.С.Гагарина. Фото 1930.  Справа - Особняк Половцева. Фото 1913.
Слева - Дом Н.С.Гагарина. Фото 1930. Справа - Особняк Половцева. Фото 1913.
Декор фасада особняка Н. И. Второва.
Декор фасада особняка Н. И. Второва.

Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии. Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке. 

Особняк Н. И. Второва. Интерьеры. Фото 1997 года.
Особняк Н. И. Второва. Интерьеры. Фото 1997 года.

Вскоре после большевистского переворота Второв погиб при загадочных обстоятельствах (по одной из версий был застрелен на парадной лестнице собственного дома), его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел. В 1918—1933 годах в особняке размещались учреждения и квартиры, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже — его заместитель Лев Карахан.

Особняк Н. И. Второва. Пристроенный зал для приемов и танцев. Фото 1982 года.
Особняк Н. И. Второва. Пристроенный зал для приемов и танцев. Фото 1982 года.

С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приёмов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы американских художников.

Спасопесковский пер., 8/1 - Усадьба А. Г. Щепочкиной — Н. А. Львова. Небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком построен в 1-й половине XIX века, перестроен в 1884 году архитектором В. П. Гавриловым.

Усадьба А. Г. Щепочкиной — Н. А. Львова.  1-я пол. XIX века, перестроена в 1884 году,  арх. В. П. Гаврилов.
Усадьба А. Г. Щепочкиной — Н. А. Львова. 1-я пол. XIX века, перестроена в 1884 году, арх. В. П. Гаврилов.

Этот дом типичен для послепожарной застройки Москвы. Особняк был построен в 1820 году по заказу жены поручика Щепочкина для сдачи в наем. Когда-то на этом месте стояло более старое деревянное строение, принадлежавшее  коллежскому асессору П.У. Устинову и сгоревшее во время пожара 1812 года.
В главном доме особняка Щепочкиных с 1821 по 1822 года снимал жилье близкий друг А.С. Пушкина поэт князь П.А. Вяземский. В этом же доме арендовал комнаты для себя двоюродный брат писателя Ивана Тургенева поэт С.П. Тургенев, который вкладывал большие средства на ремонт и поддержание церкви Спаса Преображения на Песках. Здесь в 1840—1880-х годах жил Н. А. Львов, внук двух известных российских деятелей: архитектора, художника, поэта, переводчика, музыканта, члена Российской Академии Н. А. Львова и графа Н. С. Мордвинова, который в 1826 году был единственным из членов Верховного уголовного суда, отказавшимся подписать смертный приговор декабристам. Владелец дома Н. А. Львов был почитателем А. С. Пушкина. С разрешения московских властей он в 1871 году на свои средства напротив дома разбил сквер, назвав его Пушкинским. 

Интерьер резиденции посла Испании.
Интерьер резиденции посла Испании.

В 1998 году особняк передали под резиденцию посла Испании. В начале 2000-х годов проходила реконструкция самого здания. Его обновили, буквально заново воссоздали внутренний интерьер особняка.

Спасопесковский пер., 6, стр.7 - Школа № 1231 им. В. Д. Поленова. Построена в 1936 году.

Спасопесковский пер., 6 - Дом А. Г. Щепочкиной. Один из наиболее камерных московских особняков в стиле ампир. Выстроен в 1820 году на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 году здания XVIII века.

Дом А. Г. Щепочкиной. Фото 1971-1974 гг.
Дом А. Г. Щепочкиной. Фото 1971-1974 гг.
Дом А. Г. Щепочкиной. 1820 г. Новодел 2000 года.
Дом А. Г. Щепочкиной. 1820 г. Новодел 2000 года.

Деревянный одноэтажный дом с антресолями выходит на красную линию торцевой частью в пять окон. Характерно его пластическое украшение четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединёнными арками и увенчанными фронтоном; в образовавшихся люнетах арок над окнами помещены были крупные лепные медальоны, что делает всю композицию особенно нарядной и законченной. Вплотную к зданию, справа от него стоят въездные ворота. Кирпич, из которого они сложены, идентичен кирпичу расположенной рядом церкви. Судя по пропорциям и украшениям в барочном стиле, ворота были построены в середине XVIII века (по-видимому, это старые кладбищенские ворота).

Долгое время дом стоял брошенным, ветшал, не использовался, несколько раз горел. Остатки разобраны в 1994 году. Воссоздан с использованием 15% прежнего сруба. Проект реставрации выполнялся в 1980-е годы. К концу 2000 года дом окончательно отделан и приобрел внешний облик, близкий к первоначальному.

Храм Спаса Преображения Господня на Песках

Храм Спаса Преображения Господня на Песках. Фото 1908-1910 гг.
Храм Спаса Преображения Господня на Песках. Фото 1908-1910 гг.

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года. В 1706-1711 годах на её месте был построен каменный храм Спаса Преображения на Песках, сохранившийся до наших дней. Архитектура Спаса Преображения на Песках характерна для московских церквей конца XVII века. Храм построен по традиционной продольно-осевой схеме. Четверик с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века — перспективные порталы, оконные наличники, килевидные кокошники. 

Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили. В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви. 

Главный портал храма Спаса Преображения Господня на Песках в стиле псевдоготики. Фото 1987-1989 гг.
Главный портал храма Спаса Преображения Господня на Песках в стиле псевдоготики. Фото 1987-1989 гг.

После прихода советской власти службы в храме продолжались до 1933 года. Его последний настоятель отец Сергий Успенский перешёл в церковь Николая Чудотворца на Щепах, находившуюся на Смоленской площади, но вскоре был арестован и расстрелян в Бутово; причислен к лику святых — память 7 декабря; он изображен Павлом Кориным на эскизах к картине «Реквием по Руси». 

Павел Корин. Отец Сергий Успенский-Старший. 1929 г.
Павел Корин. Отец Сергий Успенский-Старший. 1929 г.

Здание церкви находилось в ведении различных учреждений. Во внутреннем пространстве церкви было устроено два этажа, появились перегородки. В результате пострадало внутреннее убранство и росписи храма. После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. В 1960-х годах была проведена реставрация. С 1956 года в здании церкви размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Отсюда, в частности, вышли Чебурашка, Старуха Шапокляк и Крокодил Гена.

Далее дома малоинтересные с точки зрения архитектуры. Дом Спасопесковский пер., 2/6 практически заново перестроили, оставив лишь фасад. А в доме Спасопесковский пер., 1 в 1931—1958 годах жила Лиля Брик. В 1960-х годах на первом этаже разместился небольшой детский сад. Тогда же, на праздновании заведующей детсадом её юбилея, проводившемся, вопреки всем законам, в этом помещении, было совершено преступление — убийство молодого человека несколькими хулиганами — в то время такое преступление было редкостью и послужило основой фильма кинорежиссёра Л. Д. Аграновича «Обвиняются в убийстве» (1969).

Спасопесковский пер., 5/2 – Доходный дом. Построен в 1903 году. Архитектор С. Ф. Воскресенский.

В 1920-е годы здесь располагалась штаб-квартира Ассоциации художников революционной России.

А дома 7 и Доходный дом храма Спаса на Песках вообще малозначительны. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic