bogachkova1957

Category:

Между Старым и Новым Арбатами. Часть 1

Сколько раз мы все гуляли по Арбату и Арбатским переулкам. И совсем не задумывались, что, оказывается, совсем не знаем район Арбатских переулков направо от Арбата, той части, что между Арбатом и Новым Арбатом. Это малолюдный, но не менее интересный район. Богат своей архитектурой и историей.

Начну (от Центра к Смоленской площади) с Серебряного переулка. Когда-то в начале этого переулка стояла церковь Николая Чудотворца Явленного, постройки 1846-1860 гг. архитектора Н.И.Козловского

Церковь Николая Чудотворца Явленного. 1846-1860 гг. Арх. Н.И.Козловский. Снесена в 1931 г. Из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок". Фото 1909.
Церковь Николая Чудотворца Явленного. 1846-1860 гг. Арх. Н.И.Козловский. Снесена в 1931 г. Из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок". Фото 1909.

Церковь Николы Явленного на Арбате была основана в XVI веке. Вокруг храма жили стрельцы приказа, которым в XVII веке долго командовали представители рода Полтевых. Этот стрелецкий полк имел второй номер после Стремянного полка и нёс караулы в Кремле или сопровождал царя в его поездках. Каменный одноглавый храм с горой кокошников в завершении был построен при Борисе Годунове и простоял до середины XIX века. В 1860 году на его месте была освящена новая обширная церковь. Храм представлял собой большое однокупольное четырехстолпное здание в псевдорусском стиле. Её отдельно стоящая шатровая колокольня, сохранявшаяся от XVII века, выходила на Арбат. Церковь с колокольней снесена в 1931 году. Сейчас на месте церкви здание Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве. Сохранился, правда, по крайней мере, фрагмент кладки колокольни – это стена с памятной доской о храме, там, где сейчас кафе «Синий троллейбус» на Арбате.

Памятная доска о храме Николы Явленного на ул. Арбат (на стене между домами № 12 и № 14). Неправильно указана дата постройки храма.
Памятная доска о храме Николы Явленного на ул. Арбат (на стене между домами № 12 и № 14). Неправильно указана дата постройки храма.

Любопытно отметить, что в романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов именно на этом месте намеревался застрелить ехавшего по Арбату Наполеона.

Серебряный пер., 1, стр.1 – Доходный дом церкви Николая Чудотворца Явленного.  На углу Арбата и Серебряного переулка. Построен в 1909 по заказу церкви Николы Явленного архитектором М. Д. Холмогоровым. Реконструирован в 2004 году так, что стыдно ставить фото. А вот вторым от угла стоит Дом церкви Николая Чудотворца Явленного (Серебряный пер., 1). Этот дом в русском стиле был построен в 1912 году. Архитектор Л. С. Стеженский.

Дом церкви Николая Чудотворца Явленного. 1912 г. Арх. Л. С. Стеженский.
Дом церкви Николая Чудотворца Явленного. 1912 г. Арх. Л. С. Стеженский.

Южная часть здания предназначалась для зала собраний, библиотеки, богадельни и училища Братства Святителя Николая и строилась в память 300-летия царствования дома Романовых. На втором этаже размещались два класса церковно-приходской школы, полуподвал должны были занять столовая, кладовые, комнаты прислуги. В следующем подъезде на втором и третьем этажах планировались квартиры священников, а на четвёртом – дьякона. Остальные квартиры дома сдавались внаём москвичам с целью получения дохода на церковные нужды. Вход в общественную часть здания был из пристройки с юга, со стороны Арбата. Портал входа напоминал древнерусские церковные двери, над пристройкой возвышался четырёхгранный шатёр, водружённый на сложную композицию из большого кокошника, в который вписали три маленьких и киот с иконой. Шатёр завершался флюгером с гербом Романовых. Л. В. Стеженский устроил шатровый вход в дом на одной оси с входом в церковь Николы Явленного, стоявшей напротив. Таким образом, переулок получил интересную архитектурную композицию в русском стиле. 

Серебряный пер., 5 – Четырёхэтажный жилой дом. Построен в 1930 году. В доме жила советская писательница А.Я. Бруштейн и её дочь, балетмейстер ансамбля "Берёзка" Надежда Надеждина.

А за домом 5 ранее располагалась Бывшая усадьба Олив. В 1930 году дом еще стоял.

Бывшая усадьба Олив. Фото 1930.
Бывшая усадьба Олив. Фото 1930.

Серебряный пер., 4 - Центральный клинический военный госпиталь им. П. В. Мандрыка. До 1902 года на этом участке стоял небольшой особнячок, где квартировал у своих родственников осенью 1893 года после окончания консерватории и триумфального исполнения оперы «Алеко» молодой С. В. Рахманинов. А по-соседству проживал известный акушер-гинеколог Г. Л. Грауэрман. 

Центральный клинический военный госпиталь им. П. В. Мандрыка. 1902-1910 гг., арх. Л.Н.Кекушев.
Центральный клинический военный госпиталь им. П. В. Мандрыка. 1902-1910 гг., арх. Л.Н.Кекушев.

В 1902 году на этом месте архитектор Л. Н. Кекушев построил дом для хирургической лечебницы доктора медицины С. М. Руднева. Модерн – не единственный стиль, использованный архитектором при строительстве здания, здесь присутствуют и ноты неоклассицизма. Об этом говорит целый ряд деталей: это и рустовка стен, и каннелированные колонны на эркерах, и расположенные между окнами медальоны. В 1910 г. дом достроен еще двумя этажами.

В 1920—1930-х годах этом доме жили артисты Малого театра М. Ф. Ленин и В. Ф. Лебедев, с 1913 по 1939 год здесь жил скульптор В. Н. Домогацкий. Тут же находилось творческое объединение московских художников и графиков «Жар-цвет» (в 1923—1929 годах), созданное Н. Е. Лансере, М. А. Волошиным, К. С. Петровым-Водкиным, А. Е. Архиповым и др.

Далее проходим в Малый Николопесковский переулок.

Малый Николопесковский пер., 11 – Доходный дом. Этот высокий, мрачный дом в стилистике модерна построен в 1913 году его владельцем, архитектором А. Н. Кардо-Сысоевым

Малый Николопесковский пер., 11 – Доходный дом. 1913 г.,  арх. А. Н. Кардо-Сысоев.
Малый Николопесковский пер., 11 – Доходный дом. 1913 г., арх. А. Н. Кардо-Сысоев.
Элементы декора.
Элементы декора.

Малый Николопесковский пер., 9 - Доходный дом М.А. Симоновой. Архитектор В.П. Апышков, знаменитый петербургский строитель,1908-1910 годы постройки. Дом сродни постройкам в стиле "финского романтизма" в Хельсинки. Это постройка в стиле "северного модерна" и единственная дореволюционная постройка Апышкова в Москве. Керамические вставки на фасаде из синей абрамцевской плитки. Увы, дом полностью изуродован капремонтом.

Малый Николопесковский пер., 9 - Доходный дом М.А. Симоновой. 1908-1910 г., арх. В.П.Апышков.
Малый Николопесковский пер., 9 - Доходный дом М.А. Симоновой. 1908-1910 г., арх. В.П.Апышков.

Ранее на этом месте находился дом, в котором в 1872—1874 годах жила выдающаяся актриса Малого театра Г. Н. Федотова, в честь которой переулок назывался улицей Федотовой в 1960—1993 годах.

Малый Николопесковский пер., 5 - Городская усадьба Н. П. Михайловой – В. Э. Тальгрен. Этот особняк - архитектурная жемчужина Арбата. Левая часть особняка более старая, она была построена в 1819 году в стиле ампир, а в 1901 году здание было перестроено архитекторами П. А. Заруцким и А. Е. Антоновым. 

Городская усадьба Н. П. Михайловой – В. Э. Тальгрен. 1901 г.,  арх. П. А. Заруцкий и А. Е. Антонов.
Городская усадьба Н. П. Михайловой – В. Э. Тальгрен. 1901 г., арх. П. А. Заруцкий и А. Е. Антонов.

Фасад сильно преобразился по веяниям модного в то время стиля модерн, появилась рокайльная лепнина, волнообразные линии ниш над окнами и три женские головки. 

Горизонтальные профили над центральными окнами особняка выполнены в цветочном орнаменте с большими подсолнухами посередине композиции. Подсолнечник — символ плодородия, единства, солнечного света и процветания, а также символ мира. Кроме изменения фасада, дом получил справа небольшую пристройку с угловой башенкой. Службы во владении построены в 1897 году по проекту К. К. Гиппиуса.

Особняк практически не оставил воспоминаний о своих первых хозяевах. Известно, что в 1880-х годах в этом доме поселился декабрист Александр Фролов. В ходе следствия по делу декабристов Фролов был арестован. Каторгу отбывал в Читинском остроге и на Петровском заводе, потом с 1835 по 1856 год жил на поселении в Енисейской губернии. После своих долгих скитаний Фролов поселился в Малом Николопесковском переулке, и именно в это время в журнале «Русская старина» была издана его книга «Записки». 

В конце XIX – начале ХХ веков домом владел купец Владимир Эдуардович Тальгрен, занимавшийся бумагопрядильной пряжей и канцелярскими товарами. В этом же особняке располагался и торговый дом «Тальгрен В. Э. и К». После 1917 года Тальгрен работал представителем одной из финляндских фабрик, а в 1922 году был арестован «за сношение с английской миссией».  В 1970-х годах в доме располагалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. 

Далее нужно выйти на Арбат, пройти мимо театра Вахтангова, и повернуть направо в Большой Николопесковский переулок. 

Большой Николопесковский пер., 5 - Доходный дом М. Жучковой. Постройка 1910—1911 годов. Архитектор В. Дубовской. Раньше на этом месте стоял дом, принадлежавший Годовиковой, в котором в 1831 году в гостях у П. В. Нащокина бывал А. С. Пушкин.

Доходный дом М. Жучковой. 1910—1911 гг., арх. В. Дубовской.
Доходный дом М. Жучковой. 1910—1911 гг., арх. В. Дубовской.

Неоготическая стилистика дома перекликается со стилем дома, построенным Дубовским на Арбате. Дубовский был известен тем, что сочетал работу в стиле модерн с оригинальным переложением мотивов готики и романской архитектуры, а в оформлении зданий часто использовал мотивы Средневековья. Есть они и на этом доме – над главным входом, справа и слева от основания центрального эркера расположены два барельефа со средневековыми сценками.

В фасадной композиции преобладают горизонтальные членения — балконы-галереи пятого и шестого этажей пересекают три вертикальных эркера.

Своеобразным архитектурным элементом дома являются кессоны с розетками, украшающие низ эркеров и балконов; интерьеры второго парадного этажа здания выполнены в разных стилях (готическом, рококо, классическом и т.д.

Продолжение в следующей блоге.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic