bogachkova1957

Усадьба Кусково

Представляю то, что удалось сфотографировать под дождем, кроме того, что на реставрации (Голландский домик, Церковь Спаса Всемилостивого, фасады Дворца, скульптура парка).

Ансамбль усадьбы Шереметевых в Кусково состоит из: Дворца в стиле классицизм;  регулярного, украшенного скульптурой парка с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики;  Церкви Спаса Всемилостивого (XVIII в.);  «Швейцарского» домика (архитектор Н.Бенуа, 1870г.); Кухонного домика (XVIII в.).

Павильон Грот.
Павильон Грот.

Павильон «Грот» создан в 1755-1761 годах под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко щедро украшен скульптурой и львиными масками. Стены грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора он должен был олицетворять стихию воды в камне. Обычно гроты дополняли фонтанами, а у Шереметева расположенный на берегу пруда павильон сам олицетворяет застывшую воду. Оформление интерьеров заняло почти 10 лет. Руководил этим «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт. 

Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, но известно имя резчика М.И. Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.

Грот в Кусково состоит из центрального зала под розовый и зеленый мрамор, северного кабинета в холодной цветовой гамме и южного в теплых тонах. Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Это сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа. А деревянные и глиняные куклы в половину человеческого роста, купленные П.Б. Шереметевым для Грота в 1775 году, «оживляют» нарядные кабинеты. 

В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. Очень жаль, но сейчас павильон закрыт для посетителей.

Менажереи.
Менажереи.

Менажереи - это домики для содержания водоплавающих птиц. Это не аутентичные домики, а современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф.Аргунова. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

Эрмитаж.
Эрмитаж.

Павильон «Эрмитаж» (от французского ermitage – хижина отшельника) в XVIII веке использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под "смотрением" Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей. 

С течением времени практически полностью было утрачено его внутреннее декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа здания в стиле эпохи "барокко". 

В настоящее время восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница. Плафоны кабинетов, живописная падуга вокруг утраченного центрального плафона и круглые дубовые рамы возрождены специалистами. 

Кухонный домик.
Кухонный домик.

За зданием церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня — Всемилостивого Спаса, расположен «Кухонный домик», архитектора Федора Аргунова. Построили его отдельно от главного дома неслучайно: кухня — место пожароопасное, нужно было обеспечить безопасность остальных построек от огня. В домике располагались русская и французская кухни, скатертная и хлебная, нечто вроде кондитерского цеха (хлебная и кондитерская - разные вещи, а не одно и то же!) , а также кофейная. Строили здание в едином со всем ансамблем стиле: северный и южный фасады украшены колоннадой, высокими арочными окнами, сверху здание венчает балюстрада с вазонами и картушами. Фасад строения, как и самого дворца, выходит на Большой пруд, тем самым формируя живописный вид Почетного двора.

Швейцарский домик.
Швейцарский домик.

Швейцарский домик  построен по проекту архитектора Николая Леонтьевича Бенуа в 1870 году. Это строительство было заключительным в Кусково. Деревянное двухэтажное строение несколько отличается от других сооружений усадебного парка Москвы под названием Кусково: оно необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является резьба по дереву. В стенах этого домика в начале XX столетия жил последний владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметьев.

Итальянский домик.
Итальянский домик.

Павильон «Итальянский Домик» был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея. Сейчас только заканчивается реставрация фасадов. 

Большая Каменная оранжерея.
Большая Каменная оранжерея.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова – самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. 

Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» - небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. 

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях 2-й половины XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей. 

В настоящее время в Большой каменной оранжерее проходит Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково". 

Кусковская Портретная галерея единственная сохранившаяся практически полностью (123 портрета) из подобных усадебных собраний. Основанная во второй половине XVIII века П.Б.Шереметевым и продолженная его сыном Н.П.Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII – нач. XIX вв. Здесь собраны подлинные раритеты русской культуры XVIII века. Установленный П.Б.Шереметевым принцип составления галереи из портретов «славных особ» разных времен и стран впоследствии стал основным при формировании портретных галерей в русских усадьбах. 

Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет царя Ивана IV (Ивана Васильевича). (Копия с оригинала Бельского, гравированного Штенглиным). Портрет царя Федора Иоановича. Последний представитель рода Рюриков. Портрет царя Бориса Федоровича Годунова.

Галерея начиналась изображениями русских правителей допетровского времени: от Ивана Грозного до царя Ивана Алексеевича. За ними следовали представители дома Романовых вплоть до конца XVIII века. Значительная часть галереи отводилась  портретам видных российских государственных деятелей и военачальников XVIII века. И завершали «парад портретов» представители правящих династий западных стран. 

В состав Портретной галереи  вошли произведения русских – известных и неизвестных – художников и западноевропейских мастеров.

Портреты фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева и его второй супруги графини Анны Петровны-старшей (урожд. Нарышкиной).
Портреты фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева и его второй супруги графини Анны Петровны-старшей (урожд. Нарышкиной).

Вот и все про усадьбу Кусково на сегодня. Но продолжение обязательно будет по мере открытия павильонов после реставрации. Так что впереди – Интерьеры Грота, Итальянского домика, Эрмитажа, Голландского домик

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic