bogachkova1957

Кусково. Интерьеры дворца Шереметевых - 2

Личная уборная. Обстановка Личной уборной выдержана в модном для 18 в. стиле шинуазри (от французского «китайщина»), наполненная восточными предметами мебели и прикладного искусства. 

Небольшие размеры комнаты, обитой нарядным «английским» ситцем, воссозданным по подлинным образцам, делают ее особенно уютной. Требованию тепла и комфорта туалетной комнаты отвечает соединение печи с камином. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.

На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С подлинными китайскими произведениями – шкафом-кабинетом (начало 18 в.) и фарфоровыми вазами, соседствуют стилизованные «под Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая жардиньерка второй половины 18 в.

Живописное убранство Личной уборной составляют «Портрет калмычки Аннушки» (1772 г.), воспитанницы Шереметевых, кисти французского художника Н.-Б.Делапьера и женские головки – копии неизвестных художников с оригиналов Француа Буше.

Диванная. Устройство Диванной – дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине 18 века. Главное место в комнате принадлежит мягкому пристенному дивану (Россия, 18 в.). 

Черты парадности интерьеру придает высокое зеркало с мраморной консолью, живописный плафон «Флора» с гризайлями «Лето» и «Осень» и наборный паркет. Серия пастельных «женских головок» создана неизвестными художника второй половины 18 в.

Панно плафона «Флора» в Диванной.
Панно плафона «Флора» в Диванной.
Панно «Осень» в технике гризайль.
Панно «Осень» в технике гризайль.

У окна стоит столик для чтения (Германия, конец 18в.), на котором лежит изданная в 1774 году книга «Письма Петра Великого, написанныя к генерал-фельдмаршалу… графу Б.П. Шереметеву».

Библиотека во дворце находится за Диванной, проход в нее не разрешен, поэтому пришлось воспользоваться чужими фото (https://deadokey.livejournal.com/163297.html). 

Библиотека служила своеобразной кунсткамерой, где в стенных витринах хранились глобус, звездная сфера, камера обскура, подзорная труба и изящные раритеты из фарфора, кости, перламутра и т.п. Все эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности, увлечениях и изысканности вкуса владельца усадьбы. Сейчас в застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства. 

Оформление библиотеки отличается оригинальной отделкой, соответствующей ее содержанию и назначению: стены украшены резьбой по дереву, цветным туфом, в ниши – гирляндами из ракушек и росписью.

Особый интерес представляет резное золоченое кресло. По преданию оно было специально заказано графом П.Шереметевым в известной мастерской П.Споля к приезду Екатерины II в Кусково в 1787 году.

Вседневная опочивальня.  Художественное решение комнаты продиктовано ее назначение – она использовалась для отдыха в течение дня. Приглушенная голубая гамма ткани стен, мебели и альковных драпировок создают особую атмосферу покоя и уюта. 

Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле, получившим широкое распространение во второй половине 18 в. благодаря раскопкам античных городов Геркуланума и Помпеи.

Живопись представлена портретами детей графа П.Шереметева, созданными русским портретистом, крепостным художником И.Аргуновым в 60-е годы 18 в.: портрет старшей дочери Анны Петровны (1744-1768), умершей в молодости; портрет Варвары Петровны (1750-1824), будущей графини Разумовской; наследника рода Шереметевых графа Николая Петровича (1751-1799); портрет калмычки Аннушки, воспитанницы В.А. Шереметевой.

Комод. Франция, 1780-1790-е годы. Дуб, розовое дерево, орех, красное дерево, клен мореный, мрамор, бронза, латунь.
Комод. Франция, 1780-1790-е годы. Дуб, розовое дерево, орех, красное дерево, клен мореный, мрамор, бронза, латунь.
Часы светлой бронзы с фигурой Клио. Франция, 1765-1770 г. Мастерская Жан-Жозеф де Сен-Жермен. Часовой мастер Пьер Жиль. Бронза, дерево, эмаль, золочение.
Часы светлой бронзы с фигурой Клио. Франция, 1765-1770 г. Мастерская Жан-Жозеф де Сен-Жермен. Часовой мастер Пьер Жиль. Бронза, дерево, эмаль, золочение.

У двери стоят высокие напольные часы с зеркальной дверцей (механизм Генри Торнтона, Англия). Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.

Продолжение про интерьеры дворца Шереметевых в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic