bogachkova1957

Categories:

Братья Щукины. Коллекции

Продолжение описания выставки  Щукин. Биография коллекции.

Основой щедрого меценатства русских купцов братьев Щукиных — Петра, Сергея, Ивана и Дмитрия — стало собирательство. Подарив России и миру несколько уникальных собраний произведений искусства, братья встали в один ряд с создателями картинной галереи П.М. и С.М. Третьяковыми, с которыми они находились в родстве.

Пётр Щукин.  Собирательские интересы Петра Щукина не знали границ: он покупал китайскую бронзу и фарфор, персидские ковры и японские ширмы, индийские миниатюры и турецкие ткани, а затем углубился в отечественную историю и переключился на собирательство древностей московской Руси. 

Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Однако покупка произведений новой французской живописи была для Петра недолгим увлечением. Лучшие картины импрессионистов и символистов, в том числе «Обнаженную» Ренуара и «Священную рощу» Дени, в 1912 году приобрел его брат Сергей.


Пьер Огюст Ренуар. Обнаженная. 1876.В собрании Петра Щукина с 1898 г., с 1912 года – у Сергея Щукина.
Пьер Огюст Ренуар. Обнаженная. 1876.В собрании Петра Щукина с 1898 г., с 1912 года – у Сергея Щукина.

Петр сформировал выдающуюся коллекцию. Специально для нее был возведен красно-кирпичный терем в «русском стиле» на Малой Грузинской улице. Все желающие могли осмотреть музей, наполненный предметами русского искусства и быта: старинными портретами, прялками, тканями… и церковной утварью. В 1905 году Петр принес в дар городу свое собрание старинных и иностранных вещей, восточную коллекцию, картинную галерею и архив. Его коллекция стала филиалом Российского исторического музея и именовалась отныне Музеем Петра Щукина.  После кончины Петра музей был закрыт, коллекции, вопреки завещанию, перевезены в исторический музей на Красной площади, а здание на Грузинской приспособлено под конторы и хранилища.

Особняк Петра Щукина в «русском стиле» на Малой Грузинской улице.
Особняк Петра Щукина в «русском стиле» на Малой Грузинской улице.
Музейная зала. Фотограф К.Фишер.
Музейная зала. Фотограф К.Фишер.

Тесно расставленные витрины располагались посреди зала и вдоль стен, сплошь завешанных парчой, шитьем, портретами; у четырех колонн старинное оружие, с потолка спускаются старинные же кадила. В витринах были миниатюры, эмали, резная кость, серебряные кубки, фарфор и хрусталь. Илья Бон.

Табакерка. Германия. Середина 18 в. Эмаль, медь, золочение.
Табакерка. Германия. Середина 18 в. Эмаль, медь, золочение.
Шкатулка. Россия, Тула. Около 1801. Сталь, бронза, бархат.
Шкатулка. Россия, Тула. Около 1801. Сталь, бронза, бархат.
Мэри Кассет. Мать и дитя. Начало 20 в.
Мэри Кассет. Мать и дитя. Начало 20 в.
Поль Эллё.  Дама в белом. Вторая пол. 19в. – первая треть 20 в.
Поль Эллё. Дама в белом. Вторая пол. 19в. – первая треть 20 в.
Неизвестный художник начала 19 века. Портрет купца Василия Алексеевича Злобина.
Неизвестный художник начала 19 века. Портрет купца Василия Алексеевича Злобина.
Неизвестный художник. Пир Бабура в саду Дженан-Ара в Герате. Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. Конец 16 в.
Неизвестный художник. Пир Бабура в саду Дженан-Ара в Герате. Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. Конец 16 в.

Дмитрий Щукин. Коллекционерский талант Дмитрия Щукина раскрылся в собирательстве работ старых мастеров. 

Выйдя из семейного дела, Дмитрий целиком отдался своей главной страсти – днем посещал музеи и галереи, вечером погружался в книги и каталоги аукционов. Оставаясь холостяком, он жил замкнуто и не стремился демонстрировать свое собрание публике.

Сами комнаты напоминали интерьеры Питера де Хоха, Вермеера ван Дельфта или Метсю. В столовой, убранной тяжелой резной голландской мебелью, прекрасно гармонируя с обстановкой, висели чудесные натюрморты… Василий Яковлев, Воспоминания.

Дмитрий Щукин – вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств – собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в значительной степени, сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию.

Хендрик Корнелис ванн Влит. Интерьер новой церкви в Делфте. 1655.                                                           Питер Клас. Завтрак. 1646.                                                          Антонис ван Дейк. Амур со стрелами (копия). 17 в.
Хендрик Корнелис ванн Влит. Интерьер новой церкви в Делфте. 1655. Питер Клас. Завтрак. 1646. Антонис ван Дейк. Амур со стрелами (копия). 17 в.

Дмитрий Щукин заранее решил, что его собрание достанется Румянцевскому музею, и уже при жизни регулярно передавал туда картины. После революции он не уехал, а остался со своей коллекцией, преобразованной в Первый Музей старой западной живописи. Более 120 картин старых мастеров в 1924 году вошли в состав Музея изящных искусств. Собрание Дмитрия Щукина называли «краеугольным камнем» образованной в музее картинной галереи. Но новая власть не испытывала благодарности к коллекционеру: ослепшему на исходе жизни Дмитрию была назначена нищенская пенсия и выделена комната в конфискованном особняке брата в Знаменском переулке.

Винсент Лоуренс ван дер Винне. Суета сует.             Круг Герарда Тербоха. Урок музыки. Вторая половина 17 в.
Винсент Лоуренс ван дер Винне. Суета сует. Круг Герарда Тербоха. Урок музыки. Вторая половина 17 в.
Адриан Томас Кей. Мужской и женский портреты. 1573.
Адриан Томас Кей. Мужской и женский портреты. 1573.
Ян Мостарт. Христос-страстотерпец. Около 1520. В собрании Дмитрия с 1880.          Михель Зиттов. Несение креста. Около1518-1525.                                                         Мастер Лихтенштейнского замка. Работал во второй половине 15 в. Поклонение волхвов.
Ян Мостарт. Христос-страстотерпец. Около 1520. В собрании Дмитрия с 1880. Михель Зиттов. Несение креста. Около1518-1525. Мастер Лихтенштейнского замка. Работал во второй половине 15 в. Поклонение волхвов.
Майолика из Италии. Середина 16 века. Музей-усадьба «Кусково».
Майолика из Италии. Середина 16 века. Музей-усадьба «Кусково».

Иван Щукин. Самый младший из братьев, Иван Щукин – все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно Иван в 1898 году познакомил Петра и Сергея с новым французским искусством. К тому времени он уже обладал небольшой, но весьма представительной коллекцией символистов и импрессионистов. Живя в Париже, Иван под влиянием своего друга, испанца Игнасио Сулоаги, написавшего его портрет, увлекся старыми мастерами. В собрание Ивана входил «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане, этюд Клода Моне «Сирень на солнце», долгое время считавшийся первой покупкой Сергея Щукина. 

Неумеренные траты и любовь к роскошному образу жизни привели Ивана к банкротству. В 1907 году ему пришлось расстаться со своим собранием. Распродажа покрыла лишь малую часть долгов, так как многие вещи из коллекции оказались копиями или подделками. Провал компенсировали несколько шедевров, проданных гораздо дешевле их реальной стоимости. Среди них – «Кающаяся Мария Магдалина» кисти Эль Греко (ныне в Венгерской национальной галерее, Будапешт). Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранились только за счет их утраты – в каталогах аукционных распродаж. 

Не в силах рассчитаться с долгами, в январе 1908 года Иван покончил жизнь самоубийством. Оставшееся после него в квартире в Париже имущество было выставлено на аукцион. Но большую часть своей уникальной библиотеки по истории и культуре России он успел оставить парижской Национальной школе живых восточных языков, в которой преподавал. За этот щедрый дар Иван Щукин был возведен в кавалеры ордена Почетного легиона.

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина. 1576-1577. В собрании Ивана Щукина до 1907. Ныне в Музее изобразительных искусств, Будапешт.
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина. 1576-1577. В собрании Ивана Щукина до 1907. Ныне в Музее изобразительных искусств, Будапешт.

Там, в квартире покойного Ивана Щукина, где шкапы с книгами заполняли ее от кабинета до спальни, нельзя было составить себе даже приблизительного понятия о богатстве этой любительской библиотеки. Вы найдете здесь систематический подбор книг по богословию, философии, естественным знаниям, истории, литературе, изящным искусствам… Смело можно сказать, что библиотека И.И.Щукина была одной из самых богатых, собранных русскими в Западной Европе. «Русское слово», 1908.

Игнасио Сулоага. Портрет И.Щукина. 1899. В собрании Ивана Щукина до 1908. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Игнасио Сулоага. Портрет И.Щукина. 1899. В собрании Ивана Щукина до 1908. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне. Сирень на солнце. 1872-1873. Приобретена Иваном Щукиным в 1899 году, затем в собрании Сергея Щукина.
Клод Моне. Сирень на солнце. 1872-1873. Приобретена Иваном Щукиным в 1899 году, затем в собрании Сергея Щукина.

Судьба собраний братьев Щукиных сложилась драматично: ни одно из них не сохранилось в своей первозданности.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic