bogachkova1957

Categories:

Хранители времени. Реставрация в музеях Московского Кремля

На выставке в Кремле демонстрируются уникальные экспонаты – государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров. 

Корона императрицы Анны Иоанновны. Россия, Москва, 1730 г., мастера Иван Шмидт, Самсон Ларионов и др. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение.
Корона императрицы Анны Иоанновны. Россия, Москва, 1730 г., мастера Иван Шмидт, Самсон Ларионов и др. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение.

В реставрации этих предметов принимали участие мастера разных направлений: специалисты по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. Их работа позволила не просто снять патину времени с музейных памятников, но и зачастую подарить им вторую жизнь: вернуть почти утраченный облик, обрести имя автора, вписать вещь в конкретный исторический контекст – связать ее с выдающейся личностью или значимым событием нашей истории.

Шапка "Алмазная" царя Петра Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, 1684 г. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль.
Шапка "Алмазная" царя Петра Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, 1684 г. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль.
Шапка "Алмазная" царя Иоанна Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, 1687 г. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех; литье, чеканка, эмаль.
Шапка "Алмазная" царя Иоанна Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, 1687 г. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех; литье, чеканка, эмаль.

Среди наиболее ярких работ реставраторов этой части экспозиции – роскошные алмазные венцы братьев-соправителей царей Ивана и Петра Алексеевичей, ренессансный итальянский шлем, шпалера французской работы из серии «Музы» и другие памятники, ярко отразившие образ русской и западноевропейской придворной культуры разных эпох. 

Иконы (слева направо): Праотец Енох, Праотец Сиф, Господь Саваоф, Праотец Авраам. Из иконостаса придела Похвалы Богоматери Успенского собора Кремля. Москва, Оружейная палата, 1698.
Иконы (слева направо): Праотец Енох, Праотец Сиф, Господь Саваоф, Праотец Авраам. Из иконостаса придела Похвалы Богоматери Успенского собора Кремля. Москва, Оружейная палата, 1698.
Икона «Богоматерь Владимирская» в окладе. Москва, мастерские Кремля. Живопись – конец 16 – начало 17 в., оклад – последняя четверть 16 в.  Дерево, паволока, левкас, серебро, д. и п/д. камни, жемчуг, чеканка, резьба, скань, золочение, эмаль.
Икона «Богоматерь Владимирская» в окладе. Москва, мастерские Кремля. Живопись – конец 16 – начало 17 в., оклад – последняя четверть 16 в. Дерево, паволока, левкас, серебро, д. и п/д. камни, жемчуг, чеканка, резьба, скань, золочение, эмаль.
Икона-складень «О тебе радуется. Хвалите Господа с небес». Москва, 16 в. Кость, серебро, резьба, скань, золочение.
Икона-складень «О тебе радуется. Хвалите Господа с небес». Москва, 16 в. Кость, серебро, резьба, скань, золочение.
Крест напрестольный. Москва, вторая половина 17 в., венец Христа – 19 в. Серебро, д. и п/д. камни, дерево, золочение, резьба.
Крест напрестольный. Москва, вторая половина 17 в., венец Христа – 19 в. Серебро, д. и п/д. камни, дерево, золочение, резьба.
Икона «Святые Борис и Глеб». Москва, Оружейная палата, посл. четв. 17 – начало 18 в., доска – 12 в. Дерево, паволока, левкас, темпера, цв. лаки. В процессе реставрации.
Икона «Святые Борис и Глеб». Москва, Оружейная палата, посл. четв. 17 – начало 18 в., доска – 12 в. Дерево, паволока, левкас, темпера, цв. лаки. В процессе реставрации.
Фрагмент.
Фрагмент.
Крест запрестольный. Из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Москва, 1816 г., наперсные кресты и икона – 16-19 вв. Мастер Осип Смирнов. Серебро, дерево, д. и п/д. камни, жемчуг, стекло, слюда, чеканка, золочение, эмаль.
Крест запрестольный. Из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Москва, 1816 г., наперсные кресты и икона – 16-19 вв. Мастер Осип Смирнов. Серебро, дерево, д. и п/д. камни, жемчуг, стекло, слюда, чеканка, золочение, эмаль.
Икона «Богоматерь с младенцем». Москва, Оружейная палата, горельеф, конец 17 в. Дерево, левкас; резьба, живопись темперная.
Икона «Богоматерь с младенцем». Москва, Оружейная палата, горельеф, конец 17 в. Дерево, левкас; резьба, живопись темперная.
Складень «Богоматерь Владимирская, св. пророчица Анна и св. Павел Фивейский». Москва, фирма Фаберже, 1905. Недрагоценный металл, серебро, альмандины, жемчуг, атлас, бархат, эмаль, золочение.
Складень «Богоматерь Владимирская, св. пророчица Анна и св. Павел Фивейский». Москва, фирма Фаберже, 1905. Недрагоценный металл, серебро, альмандины, жемчуг, атлас, бархат, эмаль, золочение.
Лампада. Москва, фирма П.Овчинникова, 1890-е годы. Серебро, оконная эмаль, эмаль по скани, золочение.
Лампада. Москва, фирма П.Овчинникова, 1890-е годы. Серебро, оконная эмаль, эмаль по скани, золочение.
Панагия с цепочкой. Пожалован императрицей Екатериной II новгородскому митрополиту Димитрию (Сеченову). Санкт-Петербург, 1767. Золото, серебра, бриллианты, кость, стекло, золочение, эмаль.
Панагия с цепочкой. Пожалован императрицей Екатериной II новгородскому митрополиту Димитрию (Сеченову). Санкт-Петербург, 1767. Золото, серебра, бриллианты, кость, стекло, золочение, эмаль.
Двухсторонняя выносная икона «Богоматерь Владимирская. Николай чудотворец» в окладе. Из церкви Апостола Филиппа Патриарших палат Московского Кремля. Москва, 1908-1915. Дерево, серебро, медь, изумруды, турмалины, скань, эмаль.
Двухсторонняя выносная икона «Богоматерь Владимирская. Николай чудотворец» в окладе. Из церкви Апостола Филиппа Патриарших палат Московского Кремля. Москва, 1908-1915. Дерево, серебро, медь, изумруды, турмалины, скань, эмаль.
Кафтан. Принадлежал императору Петру II. Франция, первая четверть XVIII в. Глазет, шелк, нити золотые, канитель; ткачество, шитье.
Кафтан. Принадлежал императору Петру II. Франция, первая четверть XVIII в. Глазет, шелк, нити золотые, канитель; ткачество, шитье.
Бешмет императора Петра II. Иран (?), 1727-1730. Шелк, серебряная тесьма, шнур и нити, холст, тафта.
Бешмет императора Петра II. Иран (?), 1727-1730. Шелк, серебряная тесьма, шнур и нити, холст, тафта.
Камзол от охотничьего костюма императора Петра II. Россия, 1727-1730. Сукно, шелк, холст, галун, золотые нити.
Камзол от охотничьего костюма императора Петра II. Россия, 1727-1730. Сукно, шелк, холст, галун, золотые нити.
Корсаж и шлейф коронационного платья императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург, 1796. Глазет, батист, тафта, кружево, нити серебряные, блестки, канитель; ткачество, шитье.
Корсаж и шлейф коронационного платья императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург, 1796. Глазет, батист, тафта, кружево, нити серебряные, блестки, канитель; ткачество, шитье.
Холодильник со съемной крышкой в виде слона. Подарен царю Петру I королем дани Фредериком IV. Германия, Ландграфская стекольная мануфактура, до 1716. Стекло, серебро, штамп, гравировка, резьба, золочение. Внутри металлическая колба, куда помещали лед.
Холодильник со съемной крышкой в виде слона. Подарен царю Петру I королем дани Фредериком IV. Германия, Ландграфская стекольная мануфактура, до 1716. Стекло, серебро, штамп, гравировка, резьба, золочение. Внутри металлическая колба, куда помещали лед.
Прибор чернильный с часами. Париж, 1780 (?), механизм часов – 1789-1794. Принадлежал императрице Екатерине II. Цветное золото, серебро, мрамор, гелиотроп, перламутр,  халцедон, яшма, сердолик, драг. камни, шелк, бархат, эмаль.
Прибор чернильный с часами. Париж, 1780 (?), механизм часов – 1789-1794. Принадлежал императрице Екатерине II. Цветное золото, серебро, мрамор, гелиотроп, перламутр, халцедон, яшма, сердолик, драг. камни, шелк, бархат, эмаль.
Шпалера «Муза истории Клио». Франция, до 1710. Шерсть, шелк; ткачество.
Шпалера «Муза истории Клио». Франция, до 1710. Шерсть, шелк; ткачество.
Кубок-наутилус. Гоа (?), середина – вт. пол. 17 в. Серебро, раковина, перламутр, филигрань, эмаль.
Кубок-наутилус. Гоа (?), середина – вт. пол. 17 в. Серебро, раковина, перламутр, филигрань, эмаль.
Тарч. Москва, вт. пол. 17 в. Сталь, железо, серебро, ткань, золочение. Тарч – это щит с железным рукавом, надеваемым на левую руку.
Тарч. Москва, вт. пол. 17 в. Сталь, железо, серебро, ткань, золочение. Тарч – это щит с железным рукавом, надеваемым на левую руку.
Дамское седло со стременем. Россия (?), Англия, перв. треть 19 в. Дерево, сукно, бархат, шелк, железо, кожа, серебро.
Дамское седло со стременем. Россия (?), Англия, перв. треть 19 в. Дерево, сукно, бархат, шелк, железо, кожа, серебро.
Намет (геральдическое украшение). Подарен императрице Екатерине II турецким султаном Селимом III. Турция, 18 в. Сукно, атлас, золотые нити.
Намет (геральдическое украшение). Подарен императрице Екатерине II турецким султаном Селимом III. Турция, 18 в. Сукно, атлас, золотые нити.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic