bogachkova1957

Categories:

Староконюшенный переулок – нечетная сторона

Из серии Арбатские переулки: история названия переулков, интересная архитектура, знаменитые жители.

Название Конюшенный переулок получил в XVIII в. по Конюшенной сторожевой слободе XVII в. Староконюшенным он стал называться после образования Новоконюшенного пер., возникшего в слободе, переведенной на новое место после одного из московских пожаров.

Староконюшенный пер, 23, строение 1  - Главный дом городской усадьбы Н. И. Казакова был построен в 1898 году для семьи потомственного почетного гражданина, купца Николая Ивановича Казакова.  

Главный дом городской усадьбы Н. И. Казакова. 1898. Арх. К.К.Гиппиус.
Главный дом городской усадьбы Н. И. Казакова. 1898. Арх. К.К.Гиппиус.

Николай Иванович Казаков был купцом-чаеторговцем, который занимался торговым делом вместе с известными купцами Перловыми. Автором проекта дома выступил архитектор Карл Карлович Гиппиус, прославившийся к тому времени своей работой по оформлению фасадов и интерьеров Чайного магазина  Перлова на Мясницкой – знаменитого «Китайского дома». Для Николая Казакова архитектор построил двухэтажный особняк в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерна плавность линий, цветочные и растительные орнаменты; один из излюбленных элементов этого направления модерна - женские маскароны, которые присутствуют в декоративном оформлении и этого особняка. 

Фасад дома оформлен просто, но изысканно – горизонтальный руст, выразительные наличники окон, лепные фризы и маскароны в виде изящных женских головок. Симметрично расположенные подъезды декорированы металлическими козырьками с растительным орнаментом. 

Центр фасада выделен ложным эркером с полукруглой нишей, украшенным изысканной лепной композицией с изображением женской головки и цветка ириса со стеблем и листьями

В доме были спроектированы две квартиры, для каждой из которых предназначался отдельный парадный вход; одна из квартир - для семьи владельца, вторая – для сдачи внаем. До нашего времени сохранилась большая часть внутреннего убранства особняка – комнаты украшены изящной потолочной лепниной, характерной для франко-бельгийского направления модерна, сохранился первоначальный паркет, филенчатые двери, а также лестничные ограждения со стилизованным изображением чертополоха. 

Гостиная в особняке Н.И.Казакова. Фото 1997.
Гостиная в особняке Н.И.Казакова. Фото 1997.
Лестница в особняке Н.И.Казакова. Фото с сайта «Мир модерна».
Лестница в особняке Н.И.Казакова. Фото с сайта «Мир модерна».

После прихода к власти большевиков дом был национализирован и отдан под дипломатические нужды. В 1925 году в особняке обосновалась датская миссия, с 1950-х годов и по настоящее время здесь размещается посольство Канады. 

Староконюшенный пер, 33 – Доходный дом построен в 1900-1901 годах. Архитектор Е. И. Опуховский. Перестроен в 1940-е годы.

Староконюшенный пер, 33 – Доходный дом. 1900-1901. Арх. Е.И.Опуховский.
Староконюшенный пер, 33 – Доходный дом. 1900-1901. Арх. Е.И.Опуховский.

В 1920–1932 гг. здесь в квартире № 11 поселились молодые советские писатели и поэты, члены образованного в 1920 году литературного объединения «Кузница» – А. С. Новиков-Прибой, Ф. В. Гладков, А. С. Неверов (Скобелев), Н. Н. Ляшко и другие будущие классики советской литературы. Здесь бывали поэты В. В. Казин, М. П. Герасимов, Г. А. Санников, В. Т. Кириллов, С. А. Обрадович, Н. Г. Полетаев и др. Это была своеобразная квартира-коммуна, где писатели жили, работали и где устраивались еженедельные собрания – «четверги» – в которых принимали участие и представители других литературных групп. Здесь же располагалась и редакция журнала «Кузница», выходившего с 1920 по 1922 годы.

Староконюшенный пер, 35 - Особняк Д.И.Щукина. В 1898 году по проекту архитектора А. А. Остроградского возводится особняк знаменитого коллекционера западной живописи Д. И. Щукина (брата П. И. и С. И. Щукиных).

Особняк Д.И.Щукина. 1898. Арх. А.А.Остроградский.
Особняк Д.И.Щукина. 1898. Арх. А.А.Остроградский.

Дмитрий Щукин составил художественное собрание, самой ценной частью которого являлась живопись, но в которое входили также рисунки, графика, миниатюры, скульптура, изделия из золота и серебра, эмали (одна из лучших в мире коллекций), табакерки, фарфор, старинная резная мебель. В основу коллекции вошли произведения XIV—XVIII вв. итальянской, немецкой, английской школ. Лучше всего было представлено французское и нидерландское искусство, особенно «малые голландцы». За 20 лет (1893—1914) Д.И.Щукин собрал 146 картин. С 1902 коллекция Щукина размещалась в 20 комнатах этого особняка.

36 работ старых западных мастеров были подарены в РМ (Румянцевский музей) из коллекции Д.И.Щукина в 1897 и 1899-1903. В 1913 Д.И.Щукин составил завещание, согласно которому коллекция должна была поступить в РМ. В 1914 в январском номере журнала «Старые годы» было опубликовано его письмо в редакцию, в котором он сообщал: «Всё моё собрание я завещал Московскому Публичному и Румянцевскому музеям; на устройство моего дара я оставил также известный капитал». В знак серьёзности своих намерений он тогда же подарил музею ещё несколько первоклассных произведений.

Однако ещё при жизни Д.И.Щукина, в 1918 году, его коллекция была национализирована и преобразована в 1-й Музей старой западной живописи. Бывший владелец стал его хранителем: с 1 января 1921 он числился помощником хранителя уже в составе РМ. В 1922 музей Щукина был подчинён РМ и стал его филиалом, но уже в октябре 1922 власти потребовали освободить особняк, и предметы искусства были перевезены на Кропоткинскую улицу и размещены на 1-м этаже бывшего особняка Морозова.  Через время некоторая часть коллекции вошла в собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сейчас здание в аварийном состоянии.

Староконюшенный пер, 37 - Дом построен в 1909-1914 годах архитектором Д. М. Челищевым.

Староконюшенный пер, 37. 1909-1914. Арх. Д. М. Челищев.
Староконюшенный пер, 37. 1909-1914. Арх. Д. М. Челищев.

Староконюшенный пер, 39 - Доходный дом В. И. Донского построен в 1915—1916 годах архитектором С. М. Гончаровым. Фасад украшен фигурами атлантов.

 Доходный дом В. И. Донского. 1915-1916.  Арх. С. М. Гончаров.
Доходный дом В. И. Донского. 1915-1916. Арх. С. М. Гончаров.

Староконюшенный пер, 41 - Доходный дом Савельевых построен в 1911 году в стиле модерн. Архитекторы С. М. Гончаров и В. Е. Дубовской. Фасад украшен вставками красочной керамики.

Доходный дом Савельевых. 1911. Арх. С. М. Гончаров и В. Е. Дубовской.
Доходный дом Савельевых. 1911. Арх. С. М. Гончаров и В. Е. Дубовской.

Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (1862 —1935) — один из ярких представителей московского модерна. Он  - потомок известной дворянской семьи Гончаровых. Его прадед Н. А. Гончаров являлся отцом Н. Н. Пушкиной. С. М. Гончарову принадлежала родовая усадьба Гончаровых в Большом Палашёвском переулке, перестройка которой стала одной из первых самостоятельных работ архитектора. С 1879 по 1886 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его со званием классного художника архитектуры. После окончания училища был назначен участковым архитектором. В 1898—1904 годах служил техником Строительного отделения Московского Губернского Правления. Гончаров серьёзно увлекался живописью, что выразилось в декоративности многих его построек. Также он - отец художницы Н. С. Гончаровой.

Решетка на арке, конечно, не оригинальная, а новодел.
Решетка на арке, конечно, не оригинальная, а новодел.

Староконюшенный пер, 45 – Доходный дом купца Власова. Особняк с благоустроенным, уютным внутренним двориком был спроектирован архитектором А. А. Бирюковым в 1908 году по заказу купца П. А. Власова. Изначально имел четыре этажа, в 1940-х годах был достроен до шести этажей. Дом рухнул в 2008 году при проведении строительных работ, позже выстроен заново с сохранением исторического декора фасада.

Доходный дом купца Власова. 1908. Арх. А. А. Бирюков.
Доходный дом купца Власова. 1908. Арх. А. А. Бирюков.

Фасад выдержан в так называемом «венском» архитектурном стиле, столь характерном для конца XIX и начала XX веков. В облицовке исторического фасада здания использовался природный камень и декоративные архитектурные лепные элементы. Теперь фасад восстановлен, но лепной архитектурный декор выполнен из стеклофибробетона, который производит компания «Архитектура Благополучия» – замковые камни, вазоны, декоративные фризы, декоративные панно, карнизы, подоконники.

Смотрите также Староконюшенный переулок – четная сторона.
 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.