bogachkova1957

Categories:

Староконюшенный переулок – нечетная сторона

Из серии Арбатские переулки: история названия переулков, интересная архитектура, знаменитые жители.

Название Конюшенный переулок получил в XVIII в. по Конюшенной сторожевой слободе XVII в. Староконюшенным он стал называться после образования Новоконюшенного пер., возникшего в слободе, переведенной на новое место после одного из московских пожаров.

Староконюшенный пер, 23, строение 1  - Главный дом городской усадьбы Н. И. Казакова 

Особняк был построен в 1898 году для семьи потомственного почетного гражданина, купца Николая Ивановича Казакова. Николай Иванович Казаков был купцом-чаеторговцем, занимался торговым делом вместе с известными купцами Перловыми. Автором проекта выступил архитектор Карл Карлович Гиппиус, прославившийся к тому времени своей работой по оформлению фасадов и интерьеров Чайного магазина Перлова на Мясницкой – знаменитого «Китайского дома». 

Для Николая Казакова архитектор построил двухэтажный особняк в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерна плавность линий, цветочные и растительные орнаменты; один из излюбленных элементов этого направления модерна - женские маскароны, которые присутствуют в декоративном оформлении и этого особняка. 

Фасад дома оформлен просто, но изысканно – горизонтальный руст, выразительные наличники окон, лепные фризы и маскароны в виде изящных женских головок. Симметрично расположенные подъезды декорированы металлическими козырьками с растительным орнаментом. Центр фасада выделен ложным эркером с полукруглой нишей, украшенным изысканной лепной композицией с изображением женской головки и цветка ириса со стеблем и листьями

В доме были спроектированы две квартиры, для каждой из которых предназначался отдельный парадный вход; одна из квартир - для семьи владельца, вторая – для сдачи внаем. До нашего времени сохранилась большая часть внутреннего убранства особняка – комнаты украшены изящной потолочной лепниной, характерной для франко-бельгийского направления модерна, сохранился первоначальный паркет, филенчатые двери, а также лестничные ограждения со стилизованным изображением чертополоха. 

Гостиная в особняке Н.И.Казакова. Фото 1997 года.
Гостиная в особняке Н.И.Казакова. Фото 1997 года.

После прихода к власти большевиков дом был национализирован и отдан под дипломатические нужды. В 1925 году в особняке обосновалась датская миссия, с 1950-х годов и по настоящее время здесь размещается посольство Канады. 

Староконюшенный пер, 33 – Доходный дом

Построен в 1900-1901 годах как доходный дом. Архитектор Е. И. Опуховский. Перестроен в 1940-е годы.

После революции (1920–1932) здесь в квартире № 11 поселились молодые советские писатели и поэты, члены образованного в 1920 году литературного объединения «Кузница» – А. С. Новиков-Прибой, Ф. В. Гладков, А. С. Неверов (Скобелев), Н. Н. Ляшко и другие будущие классики советской литературы. Здесь бывали поэты В. В. Казин, М. П. Герасимов, Г. А. Санников, В. Т. Кириллов, С. А. Обрадович, Н. Г. Полетаев и др. Это была своеобразная квартира-коммуна, где писатели жили, работали и где устраивались еженедельные собрания – «четверги» – в которых принимали участие и представители других литературных групп. Здесь же располагалась и редакция журнала «Кузница», выходившего с 1920 по 1922 годы.

Староконюшенный пер, 35 - Особняк Д.Щукина

В 1898 году по проекту архитектора А. А. Остроградского возводится особняк знаменитого коллекционера западной живописи Д. И. Щукина (брата П. И. и С. И. Щукиных). Дмитрий Щукин составил художественное собрание, самой ценной частью которого являлась живопись, но в которое входили также рисунки, графика, миниатюры, скульптура, изделия из золота и серебра, эмали (одна из лучших в мире коллекций), табакерки, фарфор, старинная резная мебель. В основу коллекции вошли произведения XIV—XVIII вв. итальянской, немецкой, английской школ. Лучше всего было представлено французское и нидерландское искусство, особенно «малые голландцы». За 20 лет (1893—1914) Д.И.Щукин собрал 146 картин. С 1902 коллекция Щукина размещалась в 20 комнатах этого особняка.

36 работ старых западных мастеров были подарены в РМ (Румянцевский музей) из коллекции Д.И.Щукина в 1897 и 1899—1903. В 1913 Д.И.Щукин составил завещание, согласно которому коллекция должна была поступить в РМ. В 1914 в январском номере журнала «Старые годы» было опубликовано его письмо в редакцию, в котором он сообщал: «Всё моё собрание я завещал Московскому Публичному и Румянцевскому музеям; на устройство моего дара я оставил также известный капитал». В знак серьёзности своих намерений он тогда же подарил музею ещё несколько первоклассных произведений.

Однако ещё при жизни Д.И.Щукина, в 1918, его коллекция была национализирована и преобразована в 1-й Музей старой западной живописи. Бывший владелец стал его хранителем: с 1 января 1921 он числился помощником хранителя уже в составе РМ. В 1922 музей Щукина был подчинён РМ и стал его филиалом, но уже в октябре 1922 власти потребовали освободить особняк, и предметы искусства были перевезены на Кропоткинскую улицу и размещены на 1-м этаже бывшего особняка Морозова.  Через время некоторая часть коллекции вошла в собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сейчас здание в аварийном состоянии.

Староконюшенный пер, 37 

Построен в 1909-1914 годах. Архитектор Д. М. Челищев.

Староконюшенный пер, 39 - Доходный дом В. И. Донского

Построен в 1915—1916 годах. Архитектор С. М. Гончаров. Фасад украшен фигурами атлантов.

Староконюшенный пер, 41 - Доходный дом Савельевых

Построен в 1911 году в стиле модерн. Архитекторы С. М. Гончаров и В. Е. Дубовский. Фасад украшен вставками красочной керамики.

Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (1862 —1935) — один из ярких представителей московского модерна. Он  - потомок известной дворянской семьи Гончаровых. Его прадед Н. А. Гончаров являлся отцом Н. Н. Пушкиной. С. М. Гончарову принадлежала родовая усадьба Гончаровых в Большом Палашёвском переулке, перестройка которой стала одной из первых самостоятельных работ архитектора. С 1879 по 1886 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), окончив его со званием классного художника архитектуры. После окончания училища был назначен участковым архитектором. В 1898—1904 годах служил техником Строительного отделения Московского Губернского Правления. Гончаров серьёзно увлекался живописью, что выразилось в декоративности многих его построек. Также он - отец художницы Н. С. Гончаровой.

Решетка на арке, конечно, не оригинальная, а новодел.
Решетка на арке, конечно, не оригинальная, а новодел.

Староконюшенный пер, 45 – Доходный дом купца Власова

Особняк с благоустроенным, уютным внутренним двориком был спроектирован архитектором А. А. Бирюковым в 1908 году по заказу купца П. А. Власова. Изначально имело четыре этажа, в 1940-х годах было достроено до шести этажей. Рухнуло в 2008 году проведении строительных работ. Позже выстроено заново с сохранением декора фасада.

Фасад выдержан в так называемом “венском” архитектурном стиле, столь характерном для конца XIX и начала XX веков. В облицовке исторического фасада здания использовался природный камень и декоративные архитектурные лепные элементы. Теперь фасад восстановлен и реконструирован.

Лепной архитектурный декор из стеклофибробетона на фасад дома производила компания «Архитектура Благополучия» – замковые камни, вазоны, декоративные фризы, декоративные панно, карнизы, подоконники.

Смотрите также Староконюшенный переулок – четная сторона
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic