bogachkova1957

Category:

Эдвард Мунк. Цитаты

«Довольно писать интерьеры, мужчин за чтением и женщин за вязанием – Надо писать живых людей, которые чувствуют и дышат, страдают и любят – Я напишу серию таких картин, и люди почувствуют в этом святость и снимут перед ними шляпу, как в церкви» - скажет однажды Мунк и будет следовать своему творческому манифесту до конца жизни!

Автопортрет

«Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого – чахотка и душевная болезнь - Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, стоявшие у моей колыбели».

Один из важнейших жанров творчества Мунка – автопортреты, которые давали художнику возможность зафиксировать свои настроения и переживания. 

Эдвард Мунк. Автопортрет под женской маской. 1893. Негрунтованное дерево, темпера. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет под женской маской. 1893. Негрунтованное дерево, темпера. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет в аду. 1903. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет в аду. 1903. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

«С рождения - ангелы страха, скорби, смерти стояли возле меня, следовали за мной на улицу, когда я играл, следовали за мной солнечной весной, пышным летом. Они стояли возле меня по вечерам, когда я закрывал глаза – и грозили мне смертью, адом и вечным наказанием. И тогда часто случалось, я просыпался ночью, и в диком страхе вглядывался в темноту комнаты: Я в аду?».

Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина. 1906. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина. 1906. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. 1920. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. 1920. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Тема автопортрета навеяна драмой Хенрика Ибсена «Юн Габриэль Боркман», главный герой которой не выходит из своей комнаты.  

Эдвард Мунк. Полуночник. 1923-24. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Полуночник. 1923-24. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет у стены дома. 1926. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет у стены дома. 1926. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылками. 1938 (?). Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылками. 1938 (?). Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет у окна. 1940. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет у окна. 1940. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет. Между часами и кроватью. 1940-43. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Автопортрет. Между часами и кроватью. 1940-43. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Пейзаж

«Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза».

Как и автопортреты, пейзажи Эдварда Мунка – истории о жизни. Культура Норвегии очень тесно связана с природой, и творчество Мунка не стало исключением. Без выразительного пейзажного включения «Крик», пожалуй, не был бы столь ярким, а «Танец жизни» не приковывал бы взгляды без волнистой береговой линии и подобного восклицательному знаку отражения луны в водах фьорда. Но пейзажи Мунка – это и «Солнце» (1910-1913 год), пронизывающее композицию удивительной игрой света, напоминающей драгоценный витраж, и «Дым поезда» (1900), открывающий перед нами чарующую панораму фьорда, и «Звездная ночь» (1920-1924 год), где Мунк вновь вплотную приближается к одноименной работе Ван Гога, с произведениями которого судьба уже сталкивала его в 1912 году на выставке в Кёльне.

Эдвард Мунк. Дым поезда. 1900. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Дым поезда. 1900. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Солнце. 1910-13. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Солнце. 1910-13. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Картина является одним из эскизов росписи Аулы – актового зала в Университете Кристиании. «Я уже упоминал, что для возникновения моих картин потребна искра – некое внутреннее переживание; поэтому вначале мне не удавалось полностью погрузиться в выполнение заказа – работы, с которой у меня не связывалось никакого внутреннего переживания. Но мало-помалу, пока я жил в Крагерё и путешествовал вдоль берега и по горам, первое искреннее впечатление от норвежской природы и ощущения, связанные с возвращением домой после стольких лет, проведенных за границей, слились… в переживание, которое и дало необходимую искру для создания университетский картин».

Эдвард Мунк. Яблоня в саду. 1932-42. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Яблоня в саду. 1932-42. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк.  Цветущие фруктовые деревья на ветру. 1917-19. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Цветущие фруктовые деревья на ветру. 1917-19. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. 1923-25. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. 1923-25. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Под яблоней. 1927-30. Фанера, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Под яблоней. 1927-30. Фанера, масло. Музей Мунка, Осло.

Дом Мунка в Экелю окружал большой яблоневый сад из 400 деревьев. Осенью 1918 он задумывает новый цикл «Жизнь под сенью деревьев». Дополняя и развивая тему тесной связи человека и природы, Мунк создает несколько вариантов картины «Под яблоней», аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду.

Эдвард Мунк. Звездная ночь. 1922-24. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Звездная ночь. 1922-24. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Зима в Крагерё. 1912. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Зима в Крагерё. 1912. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Портрет 

«Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу. Конечно, сходство никто не запрещает – более того, художнику трудно избежать сходства… Я всегда слышу: «Мне нужно произведение искусства». Ну, так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Но с этим всегда возникают проблемы…».

Эдвард Мунк. Даниэль Якобсон. 1908-09. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Даниэль Якобсон. 1908-09. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Даниэль Якобсон – датский врач, невропатолог, профессор. В его частной клинике в Копенгагене Мунк проходил лечение в 1908-09 гг.

Эдвард Мунк. Яппе Нильсен. 1909. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. Яппе Нильсен. 1909. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Яппе Нильсен – друг художника, норвежский писатель и художественный критик.

Мунк и Достоевский

Известен факт, что когда Мунк умер, возле него на прикроватном столике лежал роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы». Знакомство норвежского мастера с романами великого русского писателя началось с «Преступления и наказания». Через год Мунк восторженно напишет другу: «Некоторые вещи в «Раскольникове» — лучшее из того, что я когда-либо читал, а некоторые страницы — сами по себе произведение искусства».

Эдвард Мунк. За рулеткой в Монте-Карло. 1892. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Эдвард Мунк. За рулеткой в Монте-Карло. 1892. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

В картине «Рулетка в Монте-Карло» явственно звучат прямые аналогии с другим произведением Достоевского «Игрок». Вдохновленный романом, художник отправился в «азартный вояж» в Ниццу, где за рулеткой он оставил целое состояние. Мунк подробно описывал свои чувства в дневнике: «Каждый день повторяется одно и то же: утром я принимаю решение больше туда не ездить. Проходит первая половина дня, я даже не думаю об этом. После обеда я готовлю все для работы, уже собираюсь начать – и вдруг, словно молния ударяет мысль: а может, всё-таки поехать. И никаких сомнений уже не возникает – нужно только узнать, когда идет поезд…».

Этот «чёрный ангел» Мунка был навсегда изгнан возвращением на родину: художник больше никогда не упоминал о рулетке. Любопытно, что именно в письме, говорящем об отказе от игры, Достоевский пишет: «Поскорее бы только в Россию! Конец с проклятой заграницей и фантазиями!».

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» мастер стоит возле больших напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. В комнате за спиной старого художника – его работы, озаренные золотым светом. Над кроватью - этюд обнаженной натуры в голубых тонах. Эта работа получила название «Кроткая», по мотивам одноименной повести Достоевского.

Продолжение в следующем блоге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic