bogachkova1957

Categories:

Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912)

В рамках года Японии в России «Центр искусств. Москва» представляет выставку «Красота по-японски». В экспозицию входят предметы декоративно-прикладного искусства Японии XIX — начала XX века.

Панно. Япония. Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, лаки, живопись.
Панно. Япония. Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, лаки, живопись.

В 1868 году в Японии 200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти. В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна — сильная армия». 

Панно. Япония. Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, лаки, живопись.
Панно. Япония. Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, лаки, живопись.

Эпоха Мэйдзи — уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» — Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами — «свет» и «правление»). 

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество. 

Шкаф. Период Мэйдзи. Япония, дерево, резьба, золото, живопись.
Шкаф. Период Мэйдзи. Япония, дерево, резьба, золото, живопись.
Шкаф (деталь). Период Мэйдзи. Япония.
Шкаф (деталь). Период Мэйдзи. Япония.

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»). 

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японо-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем. 

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле — ар-нуво (в России получившем название «модерн»). 

Окимоно периода Мейдзи. В переводе с японского окимоно означает вещь, предназначенную для выставление на всеобщее обозрение.
Окимоно периода Мейдзи. В переводе с японского окимоно означает вещь, предназначенную для выставление на всеобщее обозрение.

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств». 

Шкаф-витрина. Япония. 19 век. Дерево, стекло, резьба.
Шкаф-витрина. Япония. 19 век. Дерево, стекло, резьба.
У Цзысюй (Госисё). Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, золото, лаки, коралл, живопись.
У Цзысюй (Госисё). Дерево, резьба, металл, слоновая кость, перламутр, золото, лаки, коралл, живопись.

У Цзысюй - в китайской мифологии бог приливов. Это обожествленный сановник У Цзысюй — китайский государственный деятель и военачальник, живший на рубеже VII—V вв. до н. э., покончивший с собой по приказу государя и брошенный в воду.

Домашний алтарь. Япония. Дерево, резьба, серебро, слоновая кость, перламутр, медь, золото, лаки, коралл, живопись.
Домашний алтарь. Япония. Дерево, резьба, серебро, слоновая кость, перламутр, медь, золото, лаки, коралл, живопись.
Японский ковер. Собаки Фо играют у водопада. Вышивка ручной работы, шелк.
Японский ковер. Собаки Фо играют у водопада. Вышивка ручной работы, шелк.

В переводе с китайского «Фо» – «большая удача». Это символ доблести и энергии, талисман для дома. Если поставить их (или повесить их изображения) напротив входной двери, они встречают всех входящих и защищают от бед и неудач каждого члена семьи. Помещенные в зоне богатства, собачки Фо способствуют благополучию и процветанию дома. Расположенные в центральном секторе, они быстрее принесут в дом богатство.

Ширма. Япония. Дерево, резьба, слоновая кость, перламутр, металл, лаки.
Ширма. Япония. Дерево, резьба, слоновая кость, перламутр, металл, лаки.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic