bogachkova1957

Category:

Фрида Кало и Диего Ривера – Фрида Кало

В Манеже выставка «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА. Живопись и графика из музейных и частных собраний», которая показывает шедевры, созданные Фридой Кало (1907-1854) и Диего Риверой (1886-1957), и рассказывает историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

Это уникальная по своему составу ретроспектива двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составили работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Выставка – это  удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.

«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Фрида Кало написала около 145 картин маслом, 60 из них - автопортреты. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества. «Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, её стремления к жизни».

17 сентября 1925 года автобус, на котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Девушка получила серьезные травмы – многочисленные переломы костей и повреждения внутренних органов, после чего год была прикована к постели. От последствий этой аварии Фрида страдала всю жизнь. В 1929 году она создала картину, иллюстрирующую ее собственную историю. В небольшой картине Фрида изображает городские типажи Мехико, встретившиеся в одном автобусе: домохозяйка с корзинкой для провизии, рабочий в комбинезоне, обездоленная индейская крестьянка с ребенком на руках, буржуа и молодая, одетая по последней моде, девушка. При внимательном рассмотрении уличная сценка оборачивается коллективным портретом людей из ближнего окружения Фриды: изображены сама художница, Диего Ривера (в рабочем комбинезоне), предприниматель Уильям Спратлинг и бывшая жена Риверы Гуадалупе Марин.

Фрида Кало. Автобус. 1929 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.

В ранних произведениях Фрида демонстрирует быстро растущую уверенность в своих художественных возможностях, а именно владение рисунком и эксперименты с цветом.

Фрида Кало. Портрет Алисии Галант. 1929 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.
Фрида Кало. Портрет Лютера Бёрбанка. 1932 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.

4 июля 1932 в  Дейтройте у Фриды случился выкидыш – из-за повреждений, полученных в аварии в 1925 году, ее репродуктивное здоровье сильно подорвано. Пережив эту трагедию, она стала первой художницей в истории, которая обратилась к теме потери ребенка. По форме картина «Больница Генри Форда» напоминает традиционные мексиканские вотивные изображения – ретабло. Все предметы, соединенные с Фридой красными нитями-пуповинами, которые она прижимает к своему животу, раскрывает смысл происшедшего и имеет свое собственное значение: плод – потерянный ребенок, орхидея – подарок Диего, по словам Фриды, «соединение сексуального и сентиментального», улитка – мучительно ползущее время, анатомический женский макет – «попытка объяснить устройство женщины», металлическое устройство – «механическая часть любого дела», а поврежденная в аварии тазовая кость – причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей. Однако Фрида исключает из ретабло самое главное – фигуру святого-спасителя. Она изображает себя не просто одинокой в своем отчаянии, но брошенной, оставленной высшими силами и абсолютно беспомощной перед лицом судьбы.

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.

Отсутствие формальной подготовки пошло ее индивидуальному стилю на пользу: с самого начала ее манера стала узнаваемой и ярко-индивидуальной. Фрида отрицала влияние на свое творчество каких бы то ни было течений в искусстве, настойчиво проводя прямую линию между своими чувствами и ощущениями и произведениями, которые она создавала. Однако ее творчество со всей очевидностью связано с бытовавшим тогда интересом к национальному доколумбову наследию, к традиционному религиозному искусству, вобравшему в себя древние культурные и эстетические коды, и к уникальной смешанной «космической расе» мексиканцев, частью которой была она сама. 

Смешивая старое и новое, собственные символы и образы и классической литературы и сочинений Фрейда, Фрида, в конце концов, пришла к определению своего творчества: «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность»

В экспозиции - как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты.

Фрида Кало. Обнаженная Ади Вебер (Моя кузина). 1930 год. Бумага, карандаш. Музей Долорес Ольмедо.

Особый акцент Фрида делает на изображение ступней, может быть потому, что у нее было повреждение ноги после перенесенного в детстве полиомиелита.

Фрида Кало. Портрет неизвестной в белом платье. 1929 год. Холст, масло. Частное собрание.
Фрида Кало. Портрет доньи Роситы Морильо. 1944 год. Мазонит, масло. Музей Долорес Ольмедо.
Фрида Кало. Натюрморт (Я принадлежу Самуэлю Фастлихту). 1951 год. Мазонит, масло. Частное собрание.
Фрида Кало. Натюрморт с попугаем и флагом. 1951 год. Мазонит, масло. Частное собрание.

Одна из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. 

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.
Фрида Кало. Моя кормилица и я. 1937 год. Металл, масло. Музей Долорес Ольмедо.
Фрида Кало. Автопортрет с обезьяной. 1945 год. Холст, масло. Музей Долорес Ольмедо.

«Автопортрет с обезьянкой» - все образы складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан.

Последствиями аварии для Фриды стали постоянные боли, невозможность иметь детей и прогрессирующие с годами проблемы с позвоночником. В результате каждые два года художница оказывалась в больнице – для того, чтобы ей сделали очередную операцию. С годами пребывание в больничных стенах становились все продолжительней, а физические проблемы усугублялись психологическими: в 1940 году в Сан-Франциско Фрида впервые прошла лечение от алкоголизма. Депрессия и физические страдания делали саму мысль о новой встрече с врачами невыносимой. Это отчаяние она выразила в картине «Без надежды». Картина написана в 1945 году. Несмотря на то, что этот год стал годом ее профессионального признания, Фрида все больше погружалась в наркотическую и алкогольную зависимость, чтобы заглушить боль своего разрушающегося тела. Из-за болезни Фрида совсем потеряла аппетит, сильно похудела, и врачи прописали ей насильственное кормление. Для нее это стало очередной пыткой – ей оставалось лишь рисовать. На фоне испещренного расщелинами Педрегальского плоскогорья Фрида лежит в кровати – обездвиженная, придавленная огромным мольбертом. Мольберт – то, что удерживает ее в постели, и то, куда она может выплеснуть свой гнев и отчаяние.

Фрида Кало. Без надежды. 1945 год. Мазонит, масло. Музей Долорес Ольмедо.
Фрида Кало. Солнце и жизнь. 1947 год. Мазонит, масло. Частное собрание.
Фрида Кало. Цыпленок. 1945 год. Мазонит, масло. Музей Долорес Ольмедо.

Знакомство Фриды Кало и Диего Риверы состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В 1929 году Фрида и Диего поженились, в 1939 – развелись, и снова поженились в 1940-м – на этот раз навсегда.

Фрида Кало. Диего и я. 1944 год. Мазонит, масло. Частное собрание.

Ангелина Белова, Гуаделупе Марин, Фрида Кало… Все долгие привязанности Диего Риверы были отмечены его неверностью. Когда в 1929 году Фрида и Диего поженились, ей было 22 года, ему – 42. Уже через год после свадьбы Диего стал изменять своей молодой супруге. Переломным моментом для этого и без того непростого брака стал роман Диего с младшей сестрой Фриды Кристиной. Свою боль, ярость и отчаяние Фрида выплеснула на холст «Несколько царапин», придав убийце на полотне черты Диего Риверы.

Фрида Кало. Несколько царапин. 1935 год. Металл, масло. Музей Долорес Ольмедо.

Фрида писала о муже: «Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и никогда не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о моем любовнике – потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне, в конце концов, придется написать картину о собственных эмоциях».

На выставке произведения Фриды и Диего — это перекличка двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.

Творческие  способности Фриды выходили за рамки ее творчества и проявлялись, в том числе в ее ярком и узнаваемом стиле одежды, коллекционировании предметов искусства и постоянном стремлении к декорированию: даже собственные гипсовые корсеты, которые ей пришлось носить из-за проблем с позвоночником, она превратила в арт-объекты.

А вот тайна шедевра Фриды «Раненый стол». 

Фрида Кало. Раненый стол. 1940 год. Панель, масло. Утеряна.

Картина была написана Фридой в 1940 году. «Раненый стол» был самой большой работой (1,2мх2,4м), когда-либо созданной художницей. Впервые картина была показана в январе 1940 года на Международной выставке сюрреализма в Мехико. В этой работе художественный прием Фриды – смешение мифов, отсылок к фрейдизму и к современной литературе и собственной, личной, символики – находит наиболее полное выражение. Это двойной автопортрет – Фрида изображает себя дважды: в своем излюбленном платье теуаны – традиционном женском одеянии региона Теуантепек на юго-западе Мексики, и в виде стола на человеческих ногах, покрытого кровоточащими ранами. Рядом со столом изображены племянники художницы, дети ее сестры Кристины Изольда и Антонио, и питомец Фриды олененок Гранизо. За столом Иуда, традиционная фигура из папье-маше для шествий Страстной недели, сама Фрида, изображенная без рук, а справа от нее глиняная статуэтка в стиле Наярит и карнавальная фигура Смерти из проволоки и гипса. Все эти фигуры из ее личного «символического словаря»: фигура Иуды для Фриды была метафорой суицидных мыслей, старинная доколумбова статуэтка – старой истории, которую она никак не могла забыть, Смерть – о ней она думала «слишком часто». Изначально теуана Фриды носила настоящие драгоценности – на снимках картины видно, что на ней были разные ожерелья – их прикрепляли к доске через небольшие отверстия. Именно эту работу Фрида передала Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. С 1947 года работа находилась в Москве. Уже после смерти Кало, в 1954 году Диего Ривера обратился к послу СССР в Мексике с просьбой показать «Раненый стол» на выставке в Варшаве, и 2 декабря 1954 года полотно было отправлено в Польшу. С тех пор «Раненый стол» считается пропавшим - до сих пор его местонахождение неизвестно.

Несколько фотографий Фриды.

Фрида Кало. 1926. Фотограф Гильермо Кало.
Наталья Седова (жена Л.Троцкого), Фрида Кало, Лев Троцкий и Макс Шехтман в Тампико. 1937. Неизвестный фотограф.

Продолжение в следующем блоге - Фрида Кало и Диего Ривера – Диего Ривера

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic