bogachkova1957

Category:

Дом-Музей Тургенева

Чудом сохранившийся ампирный особняк на Остоженке, 37- настоящая жемчужина литературной Москвы. В этом доме с 1840 по 1850 год жила мать писателя Ивана Сергеевича Тургенева, Варвара Петровна. В 1960-х годах дом был признан объектом культурного наследия. Ведущую роль сыграл тот факт, что здесь жил и сам Иван Сергеевич, и что именно эта усадьба и ее обитатели стали прототипами повести «Муму».

Дом-музей Тургенева. Фото декабрь 2018 года.

В самом начале XIX века участок на углу Хилкова переулка и Остоженки и протянувшийся вдоль улицы до погоста Успенской церкви, принадлежал генерал-лейтенанту Карлу Федоровичу Кноррингу. Главный дом стоял вдоль красной линии улицы. В большом пожаре Москвы 1812 года практически вся застройка Остоженки была уничтожена огнем. Не уцелело, конечно, и владение Кнорринга. И вплоть до 1818 года оно представляло собой участок «пустопорожней земли», пока владельцем участка не стал коллежский секретарь Д.Н.Фёдоров. По его заказу и был вновь выстроен в 1819 году по красной линии улицы одноэтажный с антресолями деревянный дом на каменном фундаменте – главный дом его городской усадьбы. Цоколь дома при постройке обложили белым камнем, стены выше цоколя сложили из бревен и обшили тесом. Крышу покрыли железом. Внутри была устроена анфилада с парадным залом и хорами на четырех колоннах. В комнатах парадной анфилады были сложены и покрыты белыми изразцами несколько голландских печей. Одновременно с главным домом были сооружены надворные постройки и ограда владения.

Д.Н. Федоров, как и многие в то время, сдавал дом внаём. В 1826 г. здесь поселилась семья Аксаковых. Главой большого и дружного семейства был известный впоследствии писатель С.Т. Аксаков.
Среди жильцов остоженского дома немало и других известных фамилий. Так, в 1829 г. в доме проживал с семьей московский дворянин, отставной гвардии поручик Н.В. Левашов - участник Отечественной войны 1812 г., человек  пушкинского круга и близкий знакомый самого поэта.
В 1833 г. владельцем дома на Остоженке становится «гиттенфервальтер» (чиновник 10 класса Горного ведомства) Н.В. Лошаковский. В том же году новый хозяин отдает дом  внаём  камергеру М.М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась А.С. Пушкину родной теткой по отцу. В маклерских  книгах  1830-х  гг. есть также запись  о  найме  дома  надворным  советником  А.П. Бакуниным, лицейским товарищем  Пушкина. В 1838 г. дом снял на год полковник Ф.И. Толстой, прозванный «Американцем». Жизнь  этого  необычного и  яркого  человека  была  полна  занимательных  происшествий; он был  приятелем  многих  людей  из  окружения  Пушкина.  С самим поэтом задиристый  граф  чуть  не  подрался  на  дуэли, а помирившись, даже принимал участие в его сватовстве к  Н.Н. Гончаровой. Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Толстой, Тургенев избрали его прототипом своих необыкновенных героев. Вслед за семейством Толстых здесь поселился герой Отечественной войны 1812 г. тайный советник генерал-майор А.В. Богдановский. Его портрет украшает знаменитую военную галерею Дж. Доу в Зимнем дворце Петербурга.
16 сентября 1840 г.  почтенного  генерала  в  доме  Лошаковского  сменила В.П. Тургенева.  Варвара Петровна Тургенева прожила в доме на Остоженке десять лет, с 1840-го до конца своей жизни. Отпевали ее в церкви Успения Богородицы, рядом с ее последним домом.

Церковь Успения Богородицы. Теперь на этом месте Тургеневский сквер. Фото 1914 года.

Иван Сергеевич,  завершив образование в Берлинском университете,  впервые появился  у матери на Остоженке в мае 1841 г. Впоследствии  он  часто бывал здесь проездом из Петербурга в родовое имение Спасское и обратно;  провел  в  остоженском доме  две  весны - в 1844 и 1845 гг. После кончины матери в ноябре 1850 г. Тургенев жил здесь более двух месяцев,   занимаясь  делами  по  наследству.  В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые -  видные представители  общественно-литературных и театральных кругов Москвы: Т.Н. Грановский,  М.С. Щепкин, В.П. Боткин, братья Бакунины, Аксаковы и другие. В своих комнатах на  антресолях он работал  над  статьями  для  журнала  «Отечественные записки»,   здесь  рождались  замыслы  «Бежина луга»,  поэм  «Андрей» и  «Разговор». В  1851 г. Тургенев покинул дом навсегда и больше сюда не возвращался.
После того, как Иван Тургенев с братом, решив имущественные и наследственные дела после смерти матери, съехали из усадьбы, дом в течение двадцати лет не перестраивался. 

По воспоминаниям М.А. Баратынского, в 1860-е годы здесь в течение почти десяти лет жила семья Андрея Ильича Баратынского, двоюродного брата поэта Е.А. Баратынского. Все в доме любили классическую музыку, играли на различных инструментах - в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1971 году новая владелица, жена генерал-майора А.П.Вознесенская получила разрешения капитально отремонтировать дом для устройства в нем двух отдельных квартир для сдачи внаем: одну в антресолях, другую – в парадном этаже. Фасад дома был оштукатурен и приобрел отделку, в характерном для второй половины XIX века стиле. Угля дома отделаны рустом. Сделаны подоконные и надоконные филенки, сложный профиль венчающего, с большим выносом, карниза. 

Фото 1976 года.

В  1891 г. в доме поселился Л.М. Чичагов с женой и четырьмя дочерьми. Родовитый русский аристократ, потомок знаменитого исследователя Арктики В.Я. Чичагова и видного участника Отечественной войны 1812 г. адмирала П.В. Чичагова, он прервал блестящую военную карьеру, решив посвятить свою жизнь служению Русской Православной Церкви. В доме на Остоженке Л.М. Чичагов готовился к принятию священного сана. Леонид Михайлович принял  монашество под именем Серафим. Преосвященный Серафим прославил Серафима Саровского, составил  летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1937 г. его жизнь трагически оборвалась – он был репрессирован и расстрелян, а  в 1997 г. митрополит Серафим причислен к лику святых.     
В 1895 году домовладение Вознесенской приобрел Московский совет детских приютов и открыл здесь приют имени Великого князя Сергей Александровича. В придомовых флигелях разместились мастерские. В 1901 году по проекту архитектора Николая Какорина рядом было выстроено четырехэтажное здание для склада и публичной продажи предметов, пожертвованных советы приютов.

В 1900-е годы в усадьбе размещалась лечебница с квартирой доктора, а в 1910-е – иконописная палата. После 1917-го года дом был реквизирован и превращен в коммунальное жилье. Парадная анфилада бала разбита многочисленными перегородками, печи переложены, остатки росписи потолка забелены. И только в середине 1970-х годов из дома было отселено 10 семей, и после этого начались реставрационные работы.
Исследовательские и реставрационные работы по зданию были начаты в первой половины 1970-х годов. В числе основных задач перед специалистами встала необходимость максимально выявить и вернуть дому архитектурный облик на мемориальный «тургеневский» период, т.е. на 40-50-е годы XIX века. В 1976-78 гг. дом на Остоженке был отреставрирован. С его фасадов удалена штукатурка и восстановлена горизонтальная тесовая обшивка. В портике восстановлена деревянная балюстрада. 

Дом-музей Тургенева и дом архитектора Н.Какорина. Фото 1990 года.
В доме когда-то была парикмахерская с названием «Авель». В народе ходила шутка – «подстригите меня под Каина».

В ходе работ по реставрации особняка, возвращению ему облика на период пребывания там Тургеневых и приспособлению музея к современному использованию, мемориальный дом на Остоженке претерпел качественные изменения. Изменился парадный вход в дом – теперь он со стороны двора, что исторически достоверно. Со стороны двора теперь обустроены открытая терраса, стеклянный входной тамбур, балкон с металлическим ограждением на втором этаже. 

Дом-музей Тургенева, вид со двора. Фото 2018 года.

Музейная экспозиция размещается на двух этажах. На первом этаже дома в процессе реставрации были демонтированы все перегородки, появившиеся в XX веке, воссозданы деревянная лестница на антресоли и печи на исторических местах в анфиладе парадных залов. Плафоны залов украсила альфрейная живопись. Проектные решения воссоздания альфрейной живописи на стенах и плафонах в анфиладе парадных залов были подготовлены на основании описаний дома, составленных М.Фехнер в 1970-х годах и аналогам первой половины XIX века. По аналогам созданы и паркетные полы в парадных залах. Люстры – подлинные произведения декоративно-прикладного искусства первой половины XIX века. Главным архитектором реставрации музея была Наталья Карташова. 

Бывшая официантская комната особняка.

Часть экспозиции первого этажа – интерьерные воссоздания жилых комнат, какими они могли быть при жизни «хозяйки дома» В.П.Тургеневой. К счастью, до нас дошли письма самой Варвары Петровны, воспоминания ее воспитанницы Варвары Богданович-Житовой, что и стало отправной точкой в их формировании.

Большой зал парадной анфилады Тургеневы чаще всего использовали как столовую.
Большой зал парадной анфилады. Воссозданные хоры на четырех колоннах.
Большой зал парадной анфилады. Альфрейная роспись потолка, воссозданная по аналогам первой половины XIX века.
Большой зал парадной анфилады. Люстра – подлинное произведение декоративно-прикладного искусства первой половины XIX века.
Большой зал парадной анфилады. Мебель и интерьерные решения – подлинные вещи первой половины XIX века.

Более 1000 экспонатов музея были приобретены и получены в дар. Значительная часть их – подлинные вещи эпохи и имеют большое историко-культурное и музейное значение. Так что экспозиция музея, интерьеры и предметный ряд – с мемориальными тургеневскими экспонатами и подлинными вещами эпохи создают эффект аутентичности и исторической достоверности.

Гостиная В.П.Тургеневой.
Гостиная В.П.Тургеневой. По моде того времени стоит мебель с цветочной обивкой.
Гостиная В.П.Тургеневой. Альфрейная роспись потолка, воссозданная по аналогам первой половины XIX века.
Гостиная В.П.Тургеневой. Декоративные заслонки голландских печей.
Спальня и кабинет В.П. Тургеневой.
Спальня и кабинет В.П. Тургеневой.
Спальня и кабинет В.П. Тургеневой. Альфрейная роспись потолка.
Альфрейная роспись потолка (фрагмент).
Гардеробная В.П.Тургеневой.

Одним из самых ценных новшеств в музее после реставрации стало появление «комнат Ивана Сергеевича Тургенева». Их воссоздание стало возможным после возвращения антресольному этажу исторического облика. 

Тургеневские комнаты на антресолях.
Тургеневские комнаты на антресолях.
Тургеневские комнаты на антресолях. Портрет Полины Виардо работы Е.Плюшара, около 1853 года.

Расположение «тургеневских» комнат, которые Варвара Петровна в свое время с любовью обустраивала для своего Ванечки, известно по ее письмам к нему: «Наверху, когда из лакейской взойдешь, то, повернув направо, комната низенькая с круглым потолком – в ней есть окно в маленькую комнату, не знаю, для чего, - для свету что ли. Вот об этом то окне я тебе говорила, ежели это окно прорубить, то войдешь в большую комнату из маленькой. Итак, ежели из круглой комнаты будет ход в маленькую, из той – в большую – то этого и довольно будет для тебя…». Доподлинно неизвестно, был ли осуществлен проект Варвары Петровны, и занял ли Тургенев именно эту угловую северо-восточную комнату на антресолях? Тем не менее, в новом музее месторасположение и оборудование комнат, в которых жил И.С.Тургенев, максимально возможно приближено к историческим фактам. 

Посмертная гипсовая маска и слепок руки писателя выполнены по модели скульптора П.Н.Тургенева. Подлинный лавровый венок и билет на вход в церковь на погребение И.С.Тургенева.

К 200-летию писателя в центре Тургеневского сквера, который теперь вошел в архитектурно-музейный комплекс, появился памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу скульптора Сергея Казанцева. Художник представил Тургенева в 30-летнем возрасте, в тот самый период, когда он посещал Москву и останавливался в доме матери на Остоженке.

Памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу в Тургеневском сквере, скульптор Сергей Казанцев.
Тургеневский сквер. Разбит на месте снесённого в 1934 году Успенского храма.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic